Человеческое «Я», Я-подобие, которое одно и то же во всех людях, мы будем называть коренным Я» человека.
Человек обращен к Господу не как индивидуальный Автор своей жизни, а одним и тем же для всех людей коренным Я. Коренное Я – выявление в каждом отдельном человеке «Я» человека как такового, «Я» рода человеческого, всечеловеческого Я, Первого Лица.
Вера – чувство всечеловеческого «Я» (Первого Лица) в каждом человеке (где оно является коренным Я) к Подлиннику, по отношению к которому всечеловеческое «Я» подобие. Верить – значит чувствовать в себе присутствие подобия Подлинника.
Коренное Я (всечеловеческое «Я» в каждом) несет сознание единичного выделенного Центра Всего Существующего. Но, ставя подпись на документе, человек не имеет в виду свое обладающее сознанием Центра Всего «Я». Не выделенный Центр Всего приходит в гости, не обращенное к «Я» Господа всечеловеческое «Я» пишет стихи, делает прежде сознательно намеченную работу, занимается коммерцией, наукой, спортом, решает, где и с кем ему жить, и прочее, от детства до смерти.
Человеческая целостность определена тем, что в ней есть «Я». Коренное Я всегда присутствует в человеке, сохраняя его целостность и единство, но само обычно не волит. Целостность Структуры обусловлена не волящим действием коренного Я и не его сигналами управления, а одним присутствием коренного Я в ней.
Само по себе коренное Я, Я-подобие, участвует во всех тех жизнепроявлениях человека, которые обращены к Божественному Подлиннику. Но, чтобы выполнять Волю Всевышнего, коренному Я необходимо работать и работать в человеке, а не просто наличествовать в его Структуре. В коренное Я вложена неустранимая потребность быть активным деятелем Структуры человека. Это-то стремление и лежит, видимо, в основании огромного напряжения всяческой деятельности великого множества людей, менее всего помышляющих о страданиях становления духовной жизни в себе. Осуществляется оно через производные коренного Я.
Коренное Я, будучи всечеловеческим Я, задействуется в Структуре внутреннего мира своими производными.
Во встрече человека с человеком действует совсем не то «Я», которое наедине с собой, или в творческой (сотворческой) жизни, или в жизни народной. И это не разные стороны одного и того же «Я», а разные самосознания одного и того же «Я», разные его выявления. Производные коренного Я – разные его выявления в разных сторонах внутреннего мира человека. Каждое из производных не связаны с другими, кроме как через коренное Я.
Коренное Я надличностно и надиндивидуально. Производные коренного Я – личностны. Одни из них – свободно управляющие, являющиеся свободными Центрами управления в Структуре человека. Другие – свободно волящие, являющиеся субъектами той или иной души.
Автор в социальном смысле – собственник произведений. Он создает продукт филической действительности, пригодной для восприятия другими людьми. Авторская производная коренного Я это не лицо автора какого-либо произведения, а то, что в человеке производит художество самого себя, творчество самого себя, самотворчество, самосоздание, внутриличностное саморазвитие собственной творческой волей, непрерывно действующей в потоке бодрствующей жизни, на ее событийном материале.
Авторскую производную коренного Я мы будем называть авторским Я.
Коренное Я и авторское Я переживаются по-разному. Если коренное Я сознается выделенным центром Всего существующего, то авторское Я – исключительно мой центр и переживается в качестве волевого начала себя, обладающего глубинной личностной волей, которая творит и внутренний мир, и событийный ряд жизни, создает картину жизнепрохождения в самом широком смысле слова.
В делах человеческих, в суете сует, в сфере деятельности Автора – коренное Я молчит. В то время как авторское Я не только производит особенную и в деталях только этому человеку свойственную работу, но и работает в каждом по-разному. Каждый человек обладает своим особенным авторским Я, пестует его и уникален в этом отношении.
Коренное Я не находится в гуще событий и переживаний всей внешней и многих сторон внутренней жизни человека. Авторское Я – деятель личной жизни человека, всех действий его внутренней жизни, в результате которых тот или иной акт внешней жизни может или не может состояться.
Всечеловеческое коренное Я не тщеславится и вообще неповинно в эготическом самосознании человека. Авторское Я индивидуально, у каждого человека свое собственное. Оно непосредственно руководит жизнепрохождением человека.
Авторские Я, будь они бездарные или одаренные, суть объекты агитации и пропаганды. В этом (общественном) смысле авторское Я, в отличие от коренного Я, можно рассматривать как начало несвободы человека.
Грехопадение можно понять как извращение сознания «Я», при котором ударение сознания перешло от коренного Я к его заменителю в филической душе, авторскому Я. Из-за такой подмены авторское Я взяло на себя многие важные функции законного центра Структуры, коренного Я. Подлинным хозяином человека было и остается коренное Я, но хозяйничает в Структуреавторское Я.
Мы вынуждены пользоваться представлениями отграниченности, и потому заявляем о производных коренного Я как об отдельных от него инстанциях. Все производные коренного Я, о которых мы говорим здесь, суть грани личностного функционирования единого «Я», исполняющие разные личностные функции в Структуре. Они отделены своей функциональностью, входя в единое целое «Я» человека.
Коренное Я – всечеловеческое Первое Лицо и центр единой системы «Я» отдельного человека – одно и то же у всех людей. Индивидуальное «Я» – в производных коренного Я. Мы различаем индивидуально волящие производные и индивидуально управляющие производные коренного Я. Обилие этих «Я» не должно смущать читателя, поскольку все они ответвления одного и того же.
У коренного Я есть свое собственное расположение в Структуре внутреннего мира человека. Место коренного Я – душа потайного двойника. Всякий потайной двойник несет в своей душе коренное Я. Об этом нам нужно особо поговорить ниже (см. т. 2, кн. 4, ч. 3).
Это особенно важно потому, что коренное Я и, следовательно, душа потайного двойника управляют внутренним миром человека в качестве свободного Центра УправленияСтруктуры, ЦУ Я.
В Структуре человека есть общедушевная и личнодушевная сторона. Последняя образуется и организуется коренным Я. Коренное Я предъявлено во внутреннем мире отдельного человека сознанием единичного выделенного центра Всего существующего. Коренное Я действует в Структуре своими производными.
У Общей души нет Лица, которое обладало бы таким самосознанием. Общая душа несет в себе свою совесть, свою истину, свой разум, свое добро, свою культуру, свой образ жизни, но своего коренного Я у нее нет.
Коренное Я и всечеловеческое Первое Лицо не одно и то же. Первое Лицо в отдельном человеке и в Общей душе проявляет себя иначе. Коренное Я присутствует в Структуре отдельного человека непосредственно от всечеловеческого Я, от всечеловеческого Первого Лица. В Общей душе нет коренного общедушевного Первого Лица. Всечеловеческое Первое Лицо действует на общедушевной стороне Структуры не само и не своим представителем, не коренным Я, а своими производными.
Власть есть то же самое, что авторское Я, но авторское Я – волевая производная коренного Я в личнодушевной жизни, Власть – волевая производная Первого Лица в общедушевной жизни. Авторское Я представляет коренное Я в личнодушевной Стороне Структуры. Власть представляет всечеловеческое Первое Лицо в общедушевной стороне Структуры. Власть – Автор Общей души. Слово Власть мы пишем с большой буквы не по особому уважению к ней, а ровно так же, как пишем авторское Я».
Власть, как авторская производная всечеловеческого Первого Лица, по иерархии пользует в своих целях авторское Я и Я-Встречи, производные коренного Я отдельного человека.
Власть в качестве авторской производной Первого Лица в Общей душе установлена в отдельном человеке на том же «я-месте» души потайного двойника, что и авторская производная коренного Я. Но Власть рангом выше и могучее авторского Я и потому, в общем случае, легко покоряет его. Общедушевный автор подчиняет личнодушевного автора в одном и том же «я-месте».
Властитель в силах властным взором посылать на смерть, то есть подчинять авторское Я, потому, что действует не от имени коренного Я, а от имени Первого Лица. Авторская производная Первого Лица подчиняет авторскую производную коренного Я. Это и есть действие Власти, переживаемое как подвластность авторского Я.
Встреча – действие Я-Встречи, одной из производных коренного Я, наделенной сарической силой от Сара Первого Лица. Верность – выявление совместной силы Первого Лица и Сара Первого Лица в душе человека. Дружба исключительно построена на встречной сарической силе Я-Встречи друзей. Решающее значение в Дружбе имеют не пробойные возможности сарических сил, а их способность завязывания в единый узел взаимной верности.
В Структуре отдельного человека установлено не Первое Лицо, а его выражение в коренном Я. Коренное Я замышлено в качестве автономного Первого Лица, способного производить новые творения «Я», – как в Структуре человека (производные коренного Я), так и по ветви керувического восхождения. Коренное Я сотворено как подобие, но само живет «как Подлинник», как начальное положение процесса сторгического восхождения.
В сторгии участвует не Первое Лицо, а коренное Я. Дружба – наиболее полное проявление сарической силы в человеке, но коренное Я в ней сарической силы не имеет. Коренное Я в сторгии восходит в особом направлении, на возможность которого мы сможет указать во втором томе этого труда. Отметим только, что сарическая воля в сторгии становится волей сторгического существа, керува, вместившего сторгически оплодотворенное коренное Я человека.
В сторгических взаимоотношениях коренное Я начинает восходить в одном и в другом сторгическом ближнем (нельзя говорить «вместе», это одно и то же коренное Я). Рост сторгических взаимоотношений доходит до взаимоотношений в пятом лице, при котором образуется сторгическое существо (и его сторгическое Я), и далее продолжается с ним.
Стремление вглубь, в сферу Шестого Лица мира потайных двойников, вложено в потайной двойник человека. Стремление вверх, в сферу Шестого Лицафилического Космоса, свойственно коренному Я человека.
Первое (буддийская святость) достигается за счет погашения жизни в сфере Первого Лица и отказа от создания Произведения Жизни. В авраамической святости Структура не ликвидируется, а возносится вместе с коренным Я в направлении к Подлиннику.
Для обоснования выхода из сферы Первого Лица вглубь или вверх, существование человека в сфере Первого Лица признается порочным и бессмысленным – сансарным, или греховным. А состояние жизни с любовью-вселюбием и всемирным сознанием признается единственно подлинным. Очевидно: сначала удовлетворение стремления потайного двойника или коренного Я в сферу Шестого Лица, потом разработка приемов такого восхождения, а затем подкладываются идеологические обоснования.
Религиозное сознание, как базовое сознание себя живущим, основано на взаимоотношении Подлинника и его подобия, Первого Лица (коренного Я) человека.
Коренное Я, пытающееся установить личную связь с Господом, религиозно переживает Его как наивысочайшую Сущность и как свой наисовершенный Подлинник, к которому «Я» человека причастно и к которому, значит, может быть бескорыстно устремлено. Высокое переживающее Господа религиозное чувство связано с сознанием себя принципиально несовершенным подобием Хозяина Неба и Земли и своего Всевышнего Покровителя.
В переживании Господа коренное Я стремится возвести себя к Нулевому Лицу, к Подлиннику. Сознание коренным ЯПодлинника выражается в формуле Нулевого Лица – формуле Богоподобия: «Я есть Ты, но Ты – Ты, а я – я».
Человек вскрывает канал Богоподобия, обращается коренным Я к Подлиннику и возносит его на уровень Шестого Лицафилического Космоса. Но Шестым Лицом не становится. Подымаясь в направлении Шестого Лица, коренное Я земного человека обретает агапическое чувство своего «Я» и сознание всемирности, не утратив сознание единичного выделенного центра. Производные коренного Я при этом изменяются, но человек в состоянии воспринимать земное, не порывает связи с телом и мозгом, с эго и ядром высшей души. Эго в этом состоянии тускнеет, теряет сарическую силу в Структуре. А ядро высшей души получает дополнительную сарическую и серафическую силу. Если это серафический человек, то он остается в рабочем серафическом состоянии.
Эденское рождение, рождение Лика, есть одновременно достижение серафическим отцом своей вершины и соответствующего уровня подъема коренного Я по каналу Богоподобия.
Можно сказать, что коренное Я помогает серафическому лицу достичь состояния жизни Лика. И можно сказать, что серафическое лицо помогает коренному Я войти в состояние жизни Лика. Сами по себе серафическое лицо и коренное Я достичь уровня Лика не в состоянии, только совместно, в совместном восхождении.
Человек свободного пути и человек столбового пути намечается загодя. Уже с личностного рождения (а, может быть, и ранее) заметен особый крен путевого восхождения на свободный или столбовой путь. Подъем коренного Я к Подлиннику совершенно необходим для прохождения всех стадий Пути тем, кому предстоит выйти на столбовой путь. Особенно после подъема Пробуждения, на плато Пути, где должен начаться мощный подъем по каналу Богоподобия. Плато Пути, на котором нет ускорения серафической жизни, словно приспособлено для переключения ударения с серафического восхождения на восхождение по Богоподобию.
Движение к эденскому рождению побуждает коренное Я к подъему по каналу Богоподобия. Подъем серафического лица к Лику должен соответствовать подъему коренного Я. И наоборот.
Чтобы встать на столбовой путь, серафический человек и его сераф должен стать причастным сфере Шестого Лица через восхождение коренного Я по каналу Богоподобия. Пребывание коренного Я в сфере Шестого Лица возносит серафа с четвертого этажа на пятый.
Для того чтобы продвигаться на столбовом пути, необходимо, чтобы подъем коренного Я по каналу Богоподобия опирался на узлы эденского Сознавания Б5. Без Б5 невозможно достижение вершин восхождения по каналу Богоподобия.
Вершины святости, агапического жизнечувствования и вселенского жизнесознания достигаются совместными усилиями коренного Я и того, кто рожден в путевом эденском рождении. Не их производных, а их самих.
Потенция восхождения заложена в маточном узле базисного человека. Волей роста и мотивом к восхождению обладает коренное Я в душе потайного двойника земного человека. Базисный человек и его дельфическое Я сами собой не совершают восхождение.
Человек остро и полноценно переживает коренное Я в медитации молитвы, подымающей его по каналу Богоподобия к Нулевому ЛицуПодлинника. Дельфическое Я (и, следовательно, посмертный человек в целом) не способно на медитацию, в том числе на молитвенную или агапическую медитацию вверх по каналу Богоподобия.
Коренное Я еще и потому коренное, что несет коренные свойства человека, определяющие потребность в росте внутреннего мира. Коренные свойства коренного Я суть коренные свойства потайного двойника – человека в человеке.
Коренное Я правит внутренним миром человека в видах восхождения. Все, что добывается в Структуре, добывается в силу его коренных свойств.
Коренное Я с его коренными свойствами души потайного двойника делегирует в человека дельфическое Я с тем, что заложено в маточном узле базисного человека. Восхождение человека в каком-либо направлении – реализация потребности в восхождении коренного Я.
Воля мотива роста получена коренным Я от Сара Первого Лица и определяет рост духовного сознания человека. Уровень духовного сознания определяет не интеллектуальный, общекультурный и не цивилизационный уровень развития человека, а его базисный уровень восхождения – основной показатель уровня человека как такового, определяющий его возможность работать на Пути Замысла.
Коренное Я восходит навстречу Лицам Отца и по каналу Богоподобия вверх к Нулевому ЛицуПодлинника. Без последнего никакого восхождения не происходит. Не свершилось бы Утро Четвертого Дня.
Сближение Лиц Отца и Подлинника приводит к усилению потенции восхождения и воли мотива роста коренного Я. А это ведет к подъему духовного сознания человека и к увеличению творческой активности авторского Я и Я-Встречи и напористости свободного ЦУ в Блоке Управления.
Коренное Я содержит свободный мотив и свободную волю к росту-восхождению. Свободную потому, что от самого человека зависит, задействовать ли этот мотив и эту волю в Структуре или нет. Структура внутреннего мира и потайной двойник смогут прожить без них. Но это будет не совсем человеческая жизнь.
Коренное Я несет в себе рост как задание для свободного исполнения. Такова сущность человека.
Воля к реализации потенции роста и восхождения заложена в возглавляющем Структурукоренном Я человека. Человек на Пути Замысла реализует только эту потенцию. Все остальные потенции человека даны в соответствии с устройством Структуры его внутреннего мира. Реализацию всех остальных своих возможностей и потенций, необходимых для продвижения по Пути Замысла, человек должен вытрудить сам из тех миров, которые предоставляются в его распоряжение Божественной Триадой и образовывают его внутренний мир.
Все, что порождается базисным человеком в земной навигации, то в нем и аккумулируется после смерти. Корневые свойства коренного Я остаются после смерти тела и распада Структуры там, где они есть, в месте сборки базисного человека, в маточном узле, и определяют статус базисного человека в Божественном Работнике. Филиоэденское достоинство базисного человека и его достоинство в мире филических двойников зависит от маточного узла и его корневых установок на восхождение и рост.
В первом чтении мы полагали, что различия между людьми не в коренных ЯСтруктуры, а в производных коренного Я в Структуре и потенциях души потайного двойника. Коренное Я в первом чтении у всех людей одно, так как в любом случае оно исходит от единого всечеловеческого Первого Лица, и есть его выявление. Впрочем, коренное Я и тогда понималось в качестве действующего свободного ЦУСтруктурой, который никак не может быть один и тот же у всех людей.
Во втором чтении, после того как мы узнали, что коренное Я есть модификация дельфического Я, необходимо признать, что коренное Я не одно у всех людей.
Во всех дельфических Я базисного человека и во всех коренных Я земного человека сияет одно и то же всечеловеческое Первое Лицо. Но дельфические Я различаются по высоте в отношении Первого ЛицаДельфиса. Сияние Первого Лица в дельфическом Я варьируется от наиболее удаленного от Первого Лица до наиболее приближенного к нему. Дельфическое Я у каждого базисного человека свое и меняется по результатам каждой новой земной навигации.
Коренное Я души потайного двойника вроде бы должно вполне соответствовать дельфическому Я маточного узла Дельфиса. Но это не обязательно так. Всё зависит от реализации аитии в жизнедеятельности человека.
Люди, обладающие большей потенцией восхождения, несут и более высокое коренное Я. И чем полнее реализация потенции в жизнедеятельности земного человека, тем более приподнято его коренное Я.
От высоты коренного Я в продолжении жизни человека зависит авторская мощь его во всех сторонах Структуры и во всех типах его восхождения. От достигнутой высоты коренного Я в результате человеческой жизни зависит высота дельфического Я соответствующего маточного узла.
Дельфическое Я определяет исходную высоту коренного Я навигации. Коренное Я определяет высоту дельфического Я по итогам навигации.
Полубожественная способность человека совершать восхождение в себе над собой зовется «свободой воли» человека. Свобода человека – действие коренного Я и его производных в выявлении и реализации аитии. То, что называется «свободой воли», есть свобода и ее воля восхождения, воля свободы. Ее следует называть волящей свободой души потайного двойника в Структуре внутреннего мира человека.
Сторгическое Я совершает восхождение, опираясь на коренное Я. Только опираясь на коренное Я. серафическое лицо восходит к границам эденского мира и входит в него. Само коренное Я способно восходить по каналу Богоподобия за пределы сферы Первого Лица, на высоты, недоступные дельфическому Я.
Коренное Я земного человека это ни в каком смысле не понижение дельфического Я. Дельфическое Я полубожественным свойством свободы не обладает. Дельфическое Я превращается в коренное Я для того, чтобы стать выше самого себя.
Сам по себе базисный человек не в состоянии выйти за пределы Дельфиса и Божественного Работника. А коренное Я земного человека может. Сам по себе Божественный Работник не способен перевести своего базисного человека в состояние Шестого Дня. Только с помощью Триады – свободы коренного Я земного человека.
Коренное Я земного человека обладает божественным свойством свободы, возвышающим его над всем, что происходит в Божественном Работнике.
Базисный человек без земного человека не способен поднимать самого себя, то есть совершать восхождение. Превращение дельфического Я в обладающее волящей свободой коренное Я, то есть превращение базисного человека в земного человека, совершается в Божественном РаботникеТриадой Божественных Лиц.
У коренного Я человека Божественное происхождение. Свобода коренного Я получена непосредственно от Лиц Божественной Триады.
Коренное Я земного человека – ударная точка Божественной Работы по осуществлению Пути созревания Зародыша.
В коренном Я земного человека заложены Божественные возможности. Сотворенная из Лона Всевышнего Божественная Триада одаряет коренное Я волящей свободой потому, что Божественная Триада сама есть исток и изготовка коренного Лица Божественного Адама. Земной человек в отношение базисного человека и коренное Я в отношении дельфического Я обладают большей свободой в Божественном Работнике.
Коренное Я земного человека – земная и высшая трансформация дельфического Я базисного человека. Оно более звучно в Божественном Работнике, чем дельфическое Я базисного человека.
Когда дельфическое Я в навигации становится коренным Я человека и порождает авторское Я, тогда воля творения дельфического Я становится творческой волей авторского Я.