И.Б.Мардов
Человек в Замысле Бога
Структура (структура внутреннего мира человека)
Человеческая целостность определена тем, что в ней есть «Я».
Коренное Я всегда присутствует в человеке, сохраняя его целостность и единство, но само обычно не волит. Целостность
Структуры обусловлена не волящим действием
коренного Я и не его сигналами управления, а одним присутствием
коренного Я в ней.
Само по себе
коренное Я, Я-подобие, участвует во всех тех жизнепроявлениях человека, которые обращены к Божественному
Подлиннику. Но, чтобы выполнять Волю Всевышнего,
коренному Я необходимо работать и работать в человеке, а не просто наличествовать в его
Структуре. В
коренное Я вложена неустранимая потребность быть активным деятелем
Структуры человека. Это-то стремление и лежит, видимо, в основании огромного напряжения всяческой деятельности великого множества людей, менее всего помышляющих о страданиях становления духовной жизни в себе. Осуществляется оно через
производные коренного Я.
Коренное Я, будучи всечеловеческим Я, задействуется в
Структуре внутреннего мира своими производными.
Коренное Я надличностно и надиндивидуально. Производные
коренного Я – личностны. Одни из них – свободно управляющие, являющиеся
свободными Центрами управления в
Структуре человека. Другие – свободно волящие, являющиеся субъектами той или иной души.
Различие между теми и другими в том, что в первом случае деятелем является не «Я», а тот элемент Структуры, который получает управляющий сигнал от него. Управляющее Я приводит некую инстанцию Структуры в действие и направляет это действие. Волящей в этом случае является инстанция Структуры, а не «Я». Во втором случае деятель – «Я», и «Я» производит волящее действие. Волевая производная – не руль, а мотор.
Авторское Я – тот центр, который воспринимает всё, что приходит из действительности, который отбирает образы и смыслы в соответствии со своими целями и задачами, который реагирует на всё то, что он выбрал, и заставляет разные инстанции
Структуры действовать как единая воля в соответствии со своей волей и добиваться определенных жизнедвижений. Автор – великий комбинатор, использующий и разум поступков низшей души, и интеллект, и проницательные возможности филической души и ее творческую волю, и многое другое.
Авторское Я и потакает телу и низшей душе, и заставляет человека делать многое из того, что не угодно его низшей душе и его телу.
Авторское Я кое-что позволяет или запрещает низшей душе и телу. Другая структурная задача
авторского Я и филической души в том, чтобы, воздействуя на человеческую животность, понизить уровень ее несовместимости с высшей душой. В конечном счете,
авторское Я противоборствует низшей душе и плоти не для того, чтобы подавить то или другое, а для правильно направленной и потому продуктивной работы
Структуры.
В стандартном случае
авторское Я находится в центре
Структуры – в центре ударения сознания человека. В таком качестве
авторское Я как бы собирает внутренний мир вокруг себя. Структурно человек исполнен с
авторским Я в качестве центра сознания его. Если центр ударения сознания был бы размещен в высшей душе, то это был бы совершенно другой человек.
Грехопадение можно понять как извращение сознания «Я», при котором ударение сознания перешло от
коренного Я к его заменителю в филической душе,
авторскому Я. Из-за такой подмены
авторское Я взяло на себя многие важные функции законного центра
Структуры,
коренного Я. Подлинным хозяином человека было и остается
коренное Я, но хозяйничает в
Структуре авторское Я.
Чтобы высшая душа смогла активно включиться в жизнь человека и потрясти весь внутренний мир его (а такова вроде бы ее задача в нем), она должна иметь возможность оказывать давление на реально правящее и непосредственно действующее начало
Структуры, на Автора самого себя, на
авторское Я. Для этого высшая душа должна быть соединена с
авторским Я филической души
Структуры действенной связью, подобной той, какая существует в
Самости между филической душой и низшей душой.
Эту вторую основную инстанцию Структуры человека назовем верхним человеком Структуры, или серафической личностью.
Строго говоря, серафическая личность не совпадает с верхним человеком Структуры.
Посмертный филиоэденский плод человека, по нашей терминологии, это существо
третьего этажа Метаструктуры. Понятие серафической личности восходит к представлению об особом филиоэденском существе, укорененном на третьем и
четвертом этажах Метаструктуры. Этого высшего филиоэденского существа мы, в отличие от серафима христианской ангелологии, будем называть
серафом. Внедряясь в высшую душу,
сераф превращает верхнего человека
Структуры в серафическую личность.
Можно сказать и иначе. Верхний человек у большинства людей находится в неявленном состоянии.
Серафической личностью надлежит называть явленное состояние верхнего человека
Структуры.
Серафическую личность мы знаем (сознаем и чувствуем) не саму по себе, не потому, что она в нас есть, а по ее работе и в ее работе – в жизни. В духовной праздности или неподвижности серафическая личность уминается в
Структуре.
Прежде мы рассматривали
Структуру по горизонтали и видели три души ее. Теперь мы увидели ее по вертикали. Три души
Структуры создают
два основных действующих субъекта Структуры, каждый из которых связан с двумя душами. Вместе серафическая личность и
Самость образуют то, что представляется одним – единым душевным миром человека. Человек реально не чувствует в себе три разные души, пусть и спаянные воедино. По двойственности жизнечувствования – делению на высшее и низшее в себе – человек знает присутствие в себе двух по-разному действующих субъектов своего душевного мира.
В
Структуре человека словно два человека – низ одного с верхом другого. Один может быть милый, добрый, умный, а другой палач палачом. Два этих субъекта – не ангел и зверь, а верхний человек, одухотворенная серафическая личность, и нижний человек, приземленная
Самость.
В Структуре два вертикально сросшихся человека. Где кончается один, там начинается другой. Они совершенно неразрывны.
Человек не сборное существо, так как серафическая личность и
Самость имеют общую инстанцию, обладают одним и тем же
авторским Я, благодаря которому нет и не может быть разрыва между ними.
Авторское Я существует в
Структуре и для самодеятельности человека, и для его жизнеспособности, и для его творчества. И для соединения с высшей душой в серафической личности.
Дополнительная филическая энергия добывается высокой культурой не столько для жизни высшей души, сколько для работы серафической личности в Структуре.
Тело для «Я» – «мое», то есть принадлежащее «Я». Тело – грань двуединства «Я и тело», придающая определенность и четкость человеческому «Я». Взаимосвязь двух Центров правления Структуры – одна из тайн человека.
«Я» и тело в человеке – единое целое, единый Блок Структуры.
Свободный ЦУ Я и
несвободный ЦУ тела во всех сторонах
Структуры не могут не быть вместе, одно без другого. В
Структуре человека есть
единый Блок Управления «Я-в-теле».
Несвободный ЦУ устанавливает правила в
Структуре. Это своего рода программа, вложенная в саму
Структуру.
Свободный ЦУ Я действует в
Структуре наподобие оператора, имеющего возможность изменять программные установки и управляющие импульсы, идущие от
несвободного ЦУ. Поле действия
свободного ЦУ Я устанавливается в рамках, данных
несвободным ЦУ тела.
Строгий порядок в
Структуре и ее устойчивость – от несвободного начала, от
ЦУ тела. При таком порядке и такой устойчивости собственно человеческая свободная жизнь замирает и результативная духовная работа
Структуры невозможна. Установленный
ЦУ тела порядок в
Структуре постоянно нарушается под воздействием
ЦУ Я.
Провокации от
ЦУ тела могут быть утихомирены или поддержаны
ЦУ Я. Так чаще всего и делаются дела в
Структуре.
Структура внутреннего мира человека создается посмертной душою и
коренным Я.
Трехчлен посмертной души создает
Структуру внутреннего мира для того, чтобы
коренное Я внедряло свои производные в нее.
Структура внутреннего мира человека развивается из посмертной души постепенно. Сначала душа потайного двойника и
эго, потом филиоэденское ядро.
Для
авторского Я нет иного места в человеке, кроме души потайного двойника. Это его единственное и законное «я-место» в
Структуре.
К началу второго семилетия жизни
эго прочно поставило низшую душу на личностное развитие,
авторское Я наработало филическую душу и освоилось во внутреннем мире человека. В
Структуре возник нижний человек,
Самость.
Где-то во втором семилетии жизни (а то и раньше?) ребенок воспринимает духовною жизнь своего народа или общества, включается в нее и наполняется ею. Филиоэденское ядро высшей души становится ячейкой ее общедуховной жизни. Филиоэденское ядро, как правило, образует высшую душу и верхнего человека Структуры под общедуховной эгидой.
К концу второго семилетия жизни все три души созданы и собраны в
Структуру с верхним человеком и нижним человеком,
Самостью.
Потайной двойник – данный в начале жизни двойник будущего, то есть прожившего жизнь, человека. Про потайной двойник не скажешь, что он оригинал человека потому, что он встраивается в жизнь человека, произошедшего от папы с мамой. Если кто и оригинал
Структуры внутреннего мира человека, то это посмертная душа. Хотя и она встраивается в человека, обладающего своим телом и своим мозгом.
Верхний и нижний человек Структуры образуются из оригинала посмертной души. Трехчленное строение посмертной души в составе филиоэденского существа разбирается на три составляющие при выходе в человеческую навигацию. Три составляющие посмертной души соответствуют трем душам Структуры.
Волевые производные
коренного Я, и прежде всего,
авторское Я, действуют из единого цента души потайного двойника. Вынесенные из посмертной души в человека
эго и ядро связаны в
Структуре не с душой потайного двойника, а с
авторским Я, установленном на душе двойника как на «я-месте».
Серафическая личность и
Самость образуются в человеке мощью
авторского Я взамен связи, которые есть между ядром и
эго с центральным звеном посмертной души.
Связь души потайного двойника и
эго в посмертной душе соответствуют
Самости Структуры внутреннего мира человека. Связь души потайного двойника и филиоэденского ядра в посмертной душе соответствует серафической личности в окончательно собранной
Структуре внутреннего мира человека.
При душевном рождении (в 14 лет) эта завязь обозначается призраком
серафа в
Структуре. Через филиоэденское ядро
сераф при личностном рождении (28 лет) обозначает свое присутствие в человеке и становится действующим началом в нем после Первой Критической точки (37 лет). Через филиоэденские ядра осуществляется и сторгическая свитость мужчины и женщины. Обо всем этом мы говорим в других книгах (всего подробнее в «Становлении и преображении человека») и будем ниже говорить в части 4 второй книги.
В
Структуре человека есть общедушевная и личнодушевная сторона. Последняя образуется и организуется
коренным Я.
Коренное Я предъявлено во внутреннем мире отдельного человека сознанием единичного выделенного центра Всего существующего.
Коренное Я действует в
Структуре своими производными.
Коренное Я и всечеловеческое
Первое Лицо не одно и то же.
Первое Лицо в отдельном человеке и в Общей душе проявляет себя иначе.
Коренное Я присутствует в
Структуре отдельного человека непосредственно от всечеловеческого Я, от всечеловеческого
Первого Лица. В Общей душе нет коренного общедушевного
Первого Лица. Всечеловеческое
Первое Лицо действует на общедушевной стороне
Структуры не само и не своим представителем, не
коренным Я, а своими производными.
Изображать Структуру Общей души так, как мы рисовали Структуру внутреннего мира отдельного человека, неверно.
Власть есть то же самое, что
авторское Я, но
авторское Я – волевая производная
коренного Я в личнодушевной жизни,
Власть – волевая производная Первого Лица в общедушевной жизни.
Авторское Я представляет
коренное Я в личнодушевной Стороне
Структуры. Власть представляет всечеловеческое
Первое Лицо в общедушевной стороне
Структуры. Власть – Автор Общей души. Слово Власть мы пишем с большой буквы не по особому уважению к ней, а ровно так же, как пишем
авторское Я».
Власть как волевую производную
Первого Лица нельзя вытравить из души человека. Попытки не востребовать Власть в человеке, не осуществлять то, что заложено на общедушевной стороне
Структуры в качестве волевой производной
Первого Лица, не состоятельны. Власть сама найдет, как осуществиться, быть может, в более уродливой форме, чем прежде.
Любое структурирование – претензия на адекватную иллюстрацию и упрощение. Мы толкуем о Структуре, и потому нужна схема: узлы, углы, линии и прочая геометрия – условное изображение для наибольшей ясности и четкости выражения тех процессов, которые в ней идут. Выбранный нами метод первичного изображения внутреннего мира человека предполагает моделирование и схематизм. Конечно, это недостаток. Но и достоинство, поскольку, будем надеяться, позволит человеку сориентироваться в своем внутреннем мире.
Знать Свет, каков он сам по себе, человек не может потому, что любое его чувство, сознание, переживание образуется в особом состоянии Жизни – в узлах Светов. Структура внутреннего мира человека вся состоит из узлов. Светы Жизни во внутреннем мире человека вяжут между собой узлы во всех возможных комбинациях. Узел – основной рабочий элемент Структуры. Работа Структуры состоит в связывании и перевязывании узлов, но не любых и всяких, а тех, для создания или пересоздания которых предназначена работать та или иная душа и Структура человека в целом.
Душа потайного двойника представляется мне как особое состояние сочленения филических Светов: и не изначальное единство их в филической Жизни, и не узел трех раздельных
Светов Разума, Жизненности, Любви, а то, через что филическая Жизнь превращается в отдельные филические Светы.
Душа потайного двойника –
маточный узел филических Светов в глубинах
Структуры человека.
Значение маточного узла в жизни человека огромно. Он носитель авторской картины, и «я-место»
авторского Я, и исток филический души, и душа потайного двойника, и основное звено посмертной души. Сарофилический двойник звездного Неба Земли закладывает в маточный узел астрологическую программу. Отсюда разные инстанции
Структуры получают наставление в момент рождения. Свое задание на навигацию закладывает в маточный узел
сераф.
На протяжении всей жизни в Структуре внутреннего мира человека вяжутся соответствующие возрасту и развитию узлы Светов, которые либо возникают из маточного узла, либо так или иначе связаны с маточным узлом потайного двойника. Вполне может быть, что в человека как такового заложена программа создания минимально необходимой сети узлов Светов из маточного узла. В том числе и та сеть узлов Светов, которая образует филическую душу после Нулевой Критической точки.
Сначала маточный узел вяжет свои первичные индивидуальные узлы Светов в
Структуре. Вместе с ним
несвободный ЦУ плоти вяжет свои стандартные узлы Светов. В течение жизни стандартные и индивидуальные узлы Светов вяжутся авторскими производными
коренного Я и
Блоком управления. Это разные ряды узлов Светов в
Структуре.
С раннего детства от маточного узла вяжутся множество узлов Светов в Структуре. Одни узлы Светов, создающие авторскую картину, суть естественные филические границы создаваемого посмертной душою филиоэденского пласта. Другие узлы Светов, создающие глубинную картину, суть филические границы для включения в них эденских Светов.
Это – все производные
коренного Я и
Первого Лица. Но не каждое «Я» системы человек – посмертный плод в любой момент, а определенное «Я», установившееся в определенный момент на переднем плане
Структуры. Это «Я» прежде должно активизировать тот или иной Свет в узле Света, а потом на нем вязать узлы Сознавания.
Способность и умение вязать (и развязывать!) узлы Сознавания – одна из основных деятельностей производных
коренного Я в любой части
Структуры. Они – сверхмощные орудия, которыми обладает человек и которые приводят в движение и совершают работу
Структуры.
Волевые производные, в основном, вяжут, управляющие производные, в основном, распоряжаются всеми узлами Сознавания в Структуре. Но вяжут не всегда, не в любой момент жизни.
Свет Сознавания, хотя и не без труда, может добраться до любой, даже самой сокрытой точки Структуры, достать и зажечь ее. И, напротив, может исключить то или иное содержание из сознательной душевной жизни. В каждый данный момент Сознавание создает в Структуре активное поле «дневной» жизни, и то расширяет это поле, то его сужает. Внутри этого сознательного пространства может быть выделена только одна точка, на которой выставлено ударение Сознавания. На этой ударной точке Сознавания концентрируется в каждый данный момент душевная жизнь.
Ударение Сознавания меняется в процессе жизни: переставляется из одной души Структуры в другую, из одной области души в другую, но никогда не остается неподвижным, постоянно перемещаясь из одной точки в другую. Рабочее состояние души определено ее сознательным пространством и той его сферой и точкой, на которой выставлено ударение Сознавания.
Соответствующее производное «Я», став ударным, переставляет центр тяжести Структуры, вводя в рабочее состояние ту или иную сторону или инстанцию Структуры.
Не каждый узел Сознавания, созданный
Блоком Управления, востребован
авторским Я (или иной авторской производной) и, тем более, выражен на том или ином человеческом языке. Далеко не все узлы Сознавания ясно осознаваемы и выражаемы. Невостребованные в сознание, то есть на передний план работы
Структуры, узлы Сознавания можно назвать предсознательными, не перешедшими в
Структуре под волевое оперативное управление, не поставленными на рабочий стол авторских производных. Таковы многие узлы, завязанные в
Структуре эго.
Под осознанным есть неосознанное. Неверно, что это два разных мира. Одни вошли в печь, другие не вошли или вышли из нее. Но жизнь вершится вместе с ними. Многие узлы, завязанные сторгическим Я или под его давлением, не имеют нужды выходить на
авторское Я, остаются в филиоэденской сфере, а не в
Структуре. То же и узлы шемовой сторгичности, к которой человек привыкает настолько, что не замечает и не осознает ее.
В душе животного нет Сознавания Б2 и его узлов. В низшей душе Структуры человека вяжутся и развязываются узлы не только натурального Сознавания Б1, но и сверхнатурального Сознавания Б2.
Во внутреннем мире человека Б1 светит узким лучом. Б2 обычно светит широким светом и высвечивает область, включающую разные участки Структуры. Б2 не только стыкует разные инстанции Структуры, но и одномоментно включает их вместе, создавая взаимодействия в Структуре.
Свет Сознавания Б1 вяжет узлы в нижней душе и филической душе, но не в состоянии вязать узлы высшей души. Б2 вяжет узлы во всех трех душах и соединяет их в целое
Структуры.
Низшая душа связана с высшей по узлам Б2.
Структура держится на человеческом Свете Б2 и нарушается тогда, когда слабеет Б2 в ней.
В воображении человек сам себя переключает с Б1 на Б2 и сам создает образную и смысловую филическую действительность. Во сне человек непроизвольно переключается с Б1 на Б2 (хотя и не совсем), то есть видит не тем светом, в котором видит наяву. Более того, во сне
авторское Я пользуется не теми узлами Сознавания, что наяву. В
Структуре, по-видимому, есть специальные ночные узлы Сознавания, активизирующиеся и работающие исключительно во сне. Поэтому творчество во сне носит иной характер и с иной автоцензурой, чем в бодрствовании. Во сне человеку, бывает, открывается то, что он плохо видит или вообще не видит в бодрствовании.
Всем духовным существам нужно в человека затем, чтобы обрести свободно создаваемые узлы Сознавания, найти которые можно только в
Структуре человека.
Серафы, керувы, сары стремятся поселиться в высшей душе не в последнюю очередь для того, чтобы воспользоваться узлами Б2 в ней и посредством
авторского Я узлами Б2 в филической душе.
Человек умирает пластами. Сначала гаснет Сознавание Б1 и его узлы в низшей и филической душе развязываются. Без узлов Б1
эго нечем работать. Находящееся в нерасторжимой связи с
эго авторское Я меркнет. От этого Сознавание Б2 угасает, его узлы в душах развязываются. Без них души перестают быть душами. Наступает мрак.
Коренному Я больше нечего делать в
Структуре.
Структура окончательно распадается. После распада
Структуры остается только то содержимое потайного двойника и ядра высшей души, которое при жизни накоплено в них узлами Сознавания.
Человек – это существо,
Структура внутреннего мира которого состоит из созданного мирами трех Божественных Лиц Блока душ, управляемого своим коренным Лицом. Но это недостаточное определение человека. Человек – это существо,
Структура которого создана мирами трех Божественных Лиц, и прикрепленное к
материальной Вселенной.
В эденофилиоматериального нового человека, в нового адама, превращается при перетворении не сам по себе земной человек.
Новый адам возникает вместо системы человек-и-
сераф. И
Структура его соответствующая.
Высшую душу Структуры нового адама образует душа
серафа, совмещенная с четвертым, пятым, шестым этажами
Филиоэдена и прилегающей областью эденского мира. Это филиоэденская душа нового адама.
Коренное Я – коренное Лицо
Структуры земного человека.
В качестве коренного
Шестого Лица в
Структуре нового адама установлен
коренной Гений нового адама. Возможно, что коренной
Гений нового адама – это вознесенное
коренное Я земного человека.
В отличие от
коренного Я земного человека, у коренного
Гения нового адама нет производных в его
Структуре.
«Я-место» души потайного двойника выносится из
Структуры человека в
нирвану потому, что это «место», пригодное для вселения
Шестого Лица. Это «место Лица» – Первого ли или
Шестого, лицо-место для
авторского Я человека и для коренного
Гения нового адама.
Подобно
коренному Я Структуры земного человека, коренной
Гений установлен на вершине
Структуры внутреннего мира нового адама – в лице-месте для
Шестого Лица, вынесенном маточным узлом из земного человека по буддийскому выходу филио-сарического мира.
Новый адам начинает восхождение к
Божественному Сару с сферы
Шестого Лица филио-сарического мира, с уровня
нирваны.
Откуда бы ни были навигации, из
Филиоэдена или из Филиосара, маточный узел занимает в
Структуре одно и то же положение души потайного двойника. Я-место всегда установлено на обращенной к филической душе стороне маточного узла. Но в ней есть еще и другое «место» входа Филиосара в нее.
Филической душе не нужен специальный выход для принятия в себя эденских Светов; на это есть высшая душа. В
Структуре внутреннего мира нет особой филиосарической души для накачивания темной филией из
Чистилища. Для этого в ней предусмотрен специальный вход из
Чистилища в филическую душу –
темное место.
Темная филия – дыхание
Чистилища в человеке. Темное место не на входе и не на выходе посмертной души, а на выходе темной филии из
Чистилища в
Структуру. Между навигациями оно находится в заряде тела потайного двойника. В навигации заряд тела потайного двойника устанавливается в мозге, а темное место устанавливается в филической душе.
Во внутреннем мире человека два сарических полюса, каждый из которых обладает сарической властью над человеком. Вся сарическая работа
Структуры – сочетание сарических воль, идущих от полюса я-места и от полюса темного места. Один предельный режим работы
Структуры – в полюсе я-места потайного двойника. Другой предельный режим
Структуры – в полюсе темного места, полюсе сарического тяготения
чистилищного Сара. И великое множество режимов между ними.
Авторское Я и
Я-Встречи постоянно мигрируют между этими полюсами я-места и темного места. Черновик авторской картины создается при передвижениях авторских производных между я-местом и темным местом. Не будь темного места, не было бы двух полюсов в
Структуре и не было бы авторской картины.
Постоянно действующее в Структуре темное место – ложка дегтя во все дела человеческие. Любое восхождение начинается с максимального ограничения темного места.
Авторское Я мечется во внутреннем мире человека между двумя этими полюсами, оставаясь при этом соединяющим звеном между верхним человеком и нижним человеком
Структуры. При приближении к темному полюсу
Самость погружается во тьму, а верхний человек обессиливается. При приближении к светлому полюсу
Самость светлеет и верхний человек обретает назначающую силу от него.
Пропускная способность темного места не одна и та же у всех людей и меняется в продолжении жизни. Заслонка темного места приоткрыта то больше, то меньше. Филиосар
Чистилища шире раскрывает вход в
Структуру для того, чтобы выпустить излишний темный жар, или на специальную акцию – для того, скажем, чтобы втянуть в
Чистилище наибольшее число зарядов тел потайных двойников.
Занимая темное место или приближаясь к нему,
авторское Я и
Я-Встречи преимущественно вяжут узлы на темных филических Светах потому, что в таком положении не могут работать со светлыми Светами. Вес темного места в
Структуре увеличивается по мере приближения к нему
авторского Я и
Я-Встречи. Чем ближе
авторское Я или
Я-Встречи к темному месту, тем больше их творческая авторская воля ставится под сарическую волю
чистилищного Сара и тем больше сарическое давление темного места на
Структуру. Само авторство человеческой жизни становится все более темным.
Авторская картина Произведения жизни начинает создаваться, когда
Структура достаточно оформилась в навигации, то есть с момента вскрытия темного места в первой половине второго семилетия жизни. До этого в памяти остаются впечатления, но ребенок не помнит своего душевного состояния.
Карта упоминаний понятия «Структура»
Обновлено 19 июня 2023 года. По вопросам приобретения печатных изданий этих книг - k.smith@mail.ru.