И.Б.Мардов

Божественная Работа и Божественный Работник

Раздел второй. Общедуховная жизнь

Часть 6. О пути Общей души


1
Мы не знаем и спорим: был ли человек Древнего мира такой же, как мы, и в чем коренные различия между ним и нами. Все науки, пытающиеся понять развитие человека в Истории и в доисторические времена, изучают общественную жизнь разных эпох, культуру общества, его религию, уровень и основы цивилизации, способы хозяйствования, природные условия, магию, язычество и единобожие, способы письма, орудия войны, земледелия, промышленности и многое другое. Все это – или симптомы, указующие на некоторое состояние внутреннего мира человека и его развития, или последствия такого состояния и развития. Реконструировать человека давнего времени по этим симптомам и последствиям практически невозможно.
Основной вопрос: почему человек развивается (то есть переходит из одного качества в другое) и кто или что является главным субъектом человеческого развития и основой этого развития? Производственно-экономические отношения? Самопроизвольное накопление знаний и умений? Физиологические изменения в полушариях мозга? Мутация? Войны? Качество относительной свободы воли, которой наделен человек? Саморазворачивающийся мировой Дух? Стремление к выживанию в условиях климатических изменений? Влияние Космоса? Или непосредственное Божественное вмешательство?
Есть одно априорное представление, которое мешает пониманию человека и его Структуры. Это представление о том, что, как отдельные люди, собираясь вместе, создают общество, так и отдельные человеческие души, собираясь вместе, создают Общую душу или общедушевные образования. Это не так. Общедушевность не возникла на базе личнодушевной жизни, в развитие ее, а наоборот: в изначальности человек есть общедушевная ячейка. Личнодушевная сторона содержится в Структуре как таковой, но личнодушевная жизнь являет себя в общедушевном лоне. Личнодушевное создается в процессе его выделения из общедушевного и постольку, поскольку Общая душа разрешает человеку отличаться от всех и выделиться. Не нужно быть особо внимательным наблюдателем человеческой природы, чтобы отметить врожденный приоритет общедушевного над личнодушевным.
Человек есть, по преимуществу, существо общедушевное. Общая душа – прибежище всех людей. Без такого прибежища полная деградация, «растление», как это произошло до Потопа. Абсолютное большинство людей во все века суть своехарактерные или не своехарактерные ячейки Общей души. Общая душа определяет внутренний мир человека. Всё остальное – хозяйствование, наука, культура, религия – прикладывается к установкам Общей души или выражают ее. Субъектом развития человека как такового является Общая душа. В основе развития человечества – развитие Общей души.
Душа человеческая живет на два фронта. В личной жизни есть зримая, событийная биография и есть никому, кроме самого себя, неведомая биография внутренней жизни. В общедушевной жизни этим двум фронтам соответствует История и Путь Общей души. Путь – внутреннее развитие Общей души.
Замысел Божий относительно общедушевной жизни совершается не в Истории, а на Пути. Общая душа имеет путевой смысл, но не смысл исторический, путевую цель, но не цель историческую. Сама по себе История никуда не ведет, тем более – в Царство Божие. История целиком содержится в прошедшем. Она не направленна и непредсказуема. Она вечно импровизирует, стремясь в следующий момент, но не в конечную точку, при достижении которой завершается не История, а Путь Общей души.
В той или иной мере Общая душа обусловливает ход и характер тех событий, которые предлагаются ей Историей, непредсказуемо творимой несознательными волями на внеобщедушевном (государственном, общественном) уровне, – когда отдельными людьми, когда общественными течениями или группами лиц, иногда попросту несчастным случаем. Общая душа является действующим лицом Истории в том смысле, что она определяет не столько события, сколько характер течения событий, – и тем самым во многом предуготовляет их результат и некий выход от одних событий к другим событиям; если и не к конкретным имеющим быть событиям будущего, то к вееру возможных будущих событий. Из сколь угодно глубокого и основательного знания Общей души народа нельзя вывести ход Истории.
История – неразрывная цепь событий, разворот сюжета, вне цельного, неразрешимого, самого по себе не приводящего к завершению действия. История должна длиться и длиться, делая сюжетные ходы, создающие напряженность восхождения Общей души и обеспечивающие ее Путь топливом. Сюжет Истории должен дать совершаться Пути. Общая душа может погибнуть в Истории и не состояться на Пути. Зло Истории крушит народы, обрывает Историю народа, не дает ей дальше длиться. Зло на Пути – от духовных немощей Общей души, срывающих ее восхождение или заводящих ее в путевой тупик. История влияет на Путь Общей души так же, как события жизни отдельного человека влияют на процесс восхождения его личного духа. И, наоборот, Путь влияет на ход Истории, так как Общие души живут в историческом времени в некоторой зависимости от достигнутой ими точки путевого развития.
На Пути Общей души задействованы не те общедушевные инстанции, что в Истории. История по большей части вершится в столкновениях обращенных друг к другу общедушевных Самостей, которые ткут ее событийную ткань. Глубинный же, в себя обращенный субъект жизни Общей души, – ее Народность. Народность принимает сюжет Истории как свою историческую судьбу, в течение которой вписана ее путевая жизнь.
Общая душа на Пути взрослеет и взрослеет, но не с природной необходимостью, а самовластно, обладая свободой входить или не входить в следующую стадию своего Пути. Переходя в следующий путевой возраст (или следующую стадию возраста), Общая душа не стареет, а приближается к завершающему состоянию полной зрелости и силы. Чтобы увидеть ее Путь, надо суметь различить смену возрастов внутреннего развития Общей души.
Надо сказать, что само по себе распространение и государственное введение религий Библейского корня еще не означало общедуховное оживление народов. Общие души западного мира вообще очень молоды. Сколько им? Тысяча лет? Несколько столетий? Одни – только-только родились и в муках учатся жить, другие – прошли первые путевые этапы, чуть-чуть повзрослели, но, хлебнув отрицательного опыта бытия, чувствуют себя, как это бывает с молодыми людьми, старыми. Все, однако, делают лишь первые шаги.
Общих душ в состоявшемся виде нет. Одни Общие души в Истории только начинают образовываться, существуют в качестве общедушевного полуфабриката, общедушевного образования, другие уже стали Общими душами, но и те и другие, бывает, рушатся – в процессе или после образования.
История не дает состояться всем Общим душам. Отсюда такое обилие обломков Общих душ и их полуфабрикатов. Быть может в некоторые моменты Истории они создают общую картину общедушевной жизни на Земле. В современном мире действуют и общедушевные, и дообщедушевные, и внеобщеду-шевные национальные образования. Не в наших силах разбираться в этом вселенском смешении и делать практические выводы.

2
Общие души только намечены в человечестве. Им еще предстоит стать. Нам, видимо, придется говорить об Общей душе более определенно, чем есть в действительности. Путь Общей души, как и Путь восхождения, отчасти доступен в прозрении.
Общая душа на Пути совершает переход от начального возраста (эры) Хама к конечному возрасту (эре) Шема. Возраст Шема – далекое будущее человека.
Общедушевным возрастам между эрой Хама и Шема правильно присвоить двойные имена, указующее на их переходность.
В осевое время, две с половиной тысячи лет, назад эра Хама сменилась на эру (возраст) Хама-Яфета.
Эра Хама-Яфета сменится эрой (возрастом) Яфета-Шема. Для перехода в этот возраст человечество должно будет пройти второе осевое время.
Между двумя этими эрами есть свой переходной возраст – возраст (эпоха) Яфета. В этом возрасте проживают народы Западной цивилизации, начиная, по крайней мере, с Х1Х столетия.
Эти возрасты составляют общую перспективу развития внутреннего мира человечества вперед. Названия возрастов сугубо предварительные; они будут заменены в своем месте.
Общая душа состоит из пластов Хама, Яфета и Шема, и они действуют во всех ее возрастах. Важно, кто из них главенствует в ней.
Некогда, в общедушевном возрасте Хама, человек был по преимуществу существом психофизиологическим и эротическим, земной души, хамовым; с включениями Яфета и, в минимальной степени, Шема.
В общедушевном возрасте Хама-Яфета человек – существо яфетическое; с включениями Хама и Шема. О грядущем общедушевном возрасте Яфета-Шема и возрасте Шема пока что говорить не станем..
Четыре возраста Общей души – четыре разные общедушевные человеки. Поскольку общедушевная и общедуховная жизнь доминирует в человечестве, то это и четыре разные генерации человека вообще.

* * *
Личнодуховная жизнь в возрасте Хама существовала, надо полагать, только в порядке исключения. Общедуховная жизнь возраста Хама в зачатке.
В возрасте Хама в Общей душе нет иного свободного Центра Управления, кроме нимродовой Власти. Всем управляющим в ней является несвободный Центр Управления, действия которого достигают пласта Шема и Яфета и по своему ориентирует их.
Для Общей души возраста Хама необходимо традиционно установленное народное отношение к природной жизни, к плотской жизни, к физическому труду, к пище и ее потреблению. Изменение всего этого сказывается на шемовой и яфетической жизни.
В возрасте Хама главенствует коллективное эго. Исходный человек возраста Хама – человек человеческой стаи. Это более или менее сплоченная толпа, более или менее жестко организованная и направляемая грубыми верованиями и нимродовой Властью. Орда – сплоченность толпы в единство действия и жизни вообще – один из образчиков жизнедействия коллективного эго.
При переходе Общей души из возраста в возраст коллективное эго не исчезает и не заменяется. В Общей душе возраста Хама-Яфета на него надстраивается и потом главенствует Яфет. Яфет в Общей душе возраста Хама-Яфета постепенно становится автономным и основным пластом Общей души. Коллективное эго надо рассматривать не как обузданное (так хотелось бы думать), а как всегдашнее самодеятельное начало в Общей душе.
Коллективное эго в возрасте Хама-Яфета остается в действии как исполняющая инстанция, как ядро рабочего Хама. Оно живет не только совместной и управляемой жизнью с Яфетом, но и самостоятельно, а, бывает, и самовольно.
Яфет в возрасте Хама-Яфета восседает на Хаме, правит им, но это не значит, что правит всегда, и не значит, что абсолютно правит. И поныне коллективное эго способно целиком захватить Общую душу. Время от времени какая-то из Общих душ впадает в состояние коллективного эго, становится хамовой.
Коллективное эго вполне и зримо являет себя, как только нации теряют свое шемово лицо и мотивируются тем же и так же, как в древние времена. История ХХ века показала, как опасно на длительное время ввергать народы в родную для коллективного эго атмосферу жизни, в атмосферу бойни, войны, убийств, крови.

* * *
Общая душа не развилась, не выросла самопроизвольно из коллективного эго. Возникновение Общей души – не эволюционный переход, а превращение, которое видится постепенным, если мерить его меркой отдельной жизни, или взрывным, если смотреть на него в масштабах исторического времени.
Образование Общей души возраста Хама-Яфета – это образование инстанции Шем-Хам, хамовой Народности, это образование духовной Власти и вероисповедальческого ОНО. Именно присутствие Народности в Общей душе приводит к превращению национальной Самости возраста Хама в общедушевную Самость возраста Хама-Яфета. Народность – пробой Шема на Хама, в результате которого из коллективного эго образуется конкретная Общая душа и духовная Власть в ней.
С осевого времени начался новый акт становления человека – строительство Общей души возраста Хама-Яфета. Благодаря чему? Что за светоносная Сила стала в осевое время действовать в Шеме на пробой к Хаму? Как бы ни назвать эту Силу, ясно, что она превышает наличные силы человечества и не может выдвигаться ими или из них.

* * *
Духовная Власть и инстанция Шем-Хам, хамова Народность (в российском варианте – «Православие»), нимродова Власть («Самодержавие») и инстанция Яфет-Хам, общедушевная Самость («Народность») – точная форма, выражающая Структуру Общей души в возрасте Хама-Яфета.
В возрасте Хама-Яфета нет инстанции Общей души (инстанции Шем-Яфет, яфетической Народности), которая ставит Яфета под Шема. В своей деятельности Яфет в этом возрасте более или менее (в разные времена по-разному) озирается на Шема. На таком озирании Яфета на Шема строится всякое Вероисповедание в возрасте Хама-Яфета.
Возраст Хама-Яфета – общедушевный возраст, в котором наиболее значимы именно филические переживания, чувства, сознания. Все в возрасте Хама-Яфета рассчитано на человека стартового сознания жизни, все создано воображением для удовлетворения всяческих запросов людей и их чаяний. Вера, культ, духовная Власть возраста Хама-Яфета такова, какова и должна быть, чтобы удовлетворять человека, преимущественно живущего филическими чувствами и сознаниями. Общедушевная жизнь возраста Хама-Яфета приспособлена для того, чтобы всякий человек, включаясь в яфетическое поле, чувствовал, что он живет духовной жизнью. Мудрость и свободное нравственное чувство остается в тени или в элитарном общедуховном употреблении.
Вероисповедания возраста Хама-Яфета имеют отношение к Шему, но они яфетические по содержанию, по настроению, по желаниям, по правлению, по способу воздействия на людей, по самоутверждению и перепутаны с верованиями. Вероисповедание возраста Хама-Яфета – культурное или культурно-интеллектуальное произведение, основано ли оно на опыте или только на воображении. Вероисповедание это воздвигнуто на откровениях человека, живущего филически и яфетически.

3
При переходе из одного путевого возраста в другой изменяется общедушевная сторона Структуры. В отличие от личнодушевной стороны, Общая душа задана, а не дана. Каждый следующий момент восходящего развития Общей души есть новый этап ее структурного самостроительства, нацеленного к завершенной конструкции, которая как цельная и полная Структура явит себя в итоге Пути. Таким образом, Общая душа собирается на Пути, строит сама себя, и по мере этого все более и более запускается на предназначенную работу. Ее Путь, прежде всего, есть это собирание, осуществление, строительство, возведение, ее поэтапное задействование. Периоды и возрасты общедушевного Пути суть моменты этого процесса. Каждому периоду и возрасту соответствует определенный уровень собранности Структуры Общей души и степень ее готовности продолжать Путь.
Представим общедушевный процесс восхождения на Пути процессом поэтапной смены основного фундамента, на котором держится здание Общей души.
Общая душа охватывает ту сферу существования человека, в которой между людьми на разных уровнях происходит взаимный обмен жизненностью. На взаимообмене жизненностью держится и семья, которая разрушается тогда, когда ее члены перестают делиться друг с другом своею жизнью, отказываются отдавать (или получать) ее от родного человека, или, как это бывает со взрослыми детьми, отключают энергию своей жизни из материнской семьи и включают ее во вновь создаваемую ими другую семью. Весь драматизм и многообразие внутрисемейных отношений в конечном счете основывается на стремлениях к перераспределению или изъятию энергии жизненности ее членов. Изучать семью с этой точки зрения, разумеется, продуктивно. Тут может пригодиться многое из того, что мы говорим об Общей душе. Но и учению об Общей душе полезно и естественно сопоставление с семьей.
Сродственность природная и сродственность интерпсихическая свиты вместе, в единое целое. Эта психофизиологическая семейная целостность соответствует нижней половине Общей души, ее Этносу. Есть в семье и морально-культурная сродственность, соответствующая общедушевности Яфета. И, наконец, есть глубинная, основанная на сторгической взаиможизни, семейная одушевленность, которая соответствует общедушевности Шема.
Семьи, спаянные сторгически, наиболее устойчивы и жизнеспособны. Трепетом душ нажитая сторгическая основа семьи нерушима. Менее надежна ее психофизиологическая основа, но она крепка своей природной принудительностью; нужны особые усилия, чтобы отменить ее. Третья, морально-культурная и интеллектуальная солидарность в семье, в сравнении со сторгической и психической сродненностью, сама по себе редко когда способна удерживать семью от распада. Филическая основа действенна постольку, поскольку все члены семьи обладают напористой творческой волей и чтут ее проявления друг в друге. Строить семью на общих художественных, интеллектуальных, этических вкусах и пристрастиях рискованно. То же самое действительно и для Общей души.
Для Общей души, как и для семьи, крайне важен тот фундамент, той базовый обмен жизненности, на котором держится вся Общая душа. Конечно, лучше всего, чтобы Общая душа была выстроена на стор-гическом фундаменте Шема. Но это гипотетическая возможность. Общедушевность Шема, вероятнее всего, станет фундаментом Общей души только на завершающем этапе ее Пути. До этого Общим душам человечества предстоит преодолеть неопределенно долгий и сложный ход Истории. Мы живем если и не на начальной, то далеко еще не последней стадии путевого общедушевного процесса.

* * *
Нижняя половина Общей души, Этнос – ее фундамент: общедушевность Хама и коллективное эго. На этом интерпсихическом фундаменте стоит и общедушевная Самость и Народность. Именно эту Структуру Общей души мы приводили выше. Она отражает тот этап самостроительства Общей души, в котором работают хамова общедушевная Самость и хамова Народность.
На подходах к возрасту Яфета-Шема (ко второму осевому времени) хамовый фундамент должен быть переложен на филический фундамент, фундамент морально-культурной солидарности, созданный филической волей Яфета. Яфетическая жизнь Общей души перестает быть чем-то подсобным, надстроенным, функциональным и берет на себя нагрузку, свойственную базисному началу.
При строительстве нового яфетического фундамента Общей души обмен филической жизненностью обязан обрести силу принудительности, достаточную для того, чтобы цементировать и продолжать строить на себе всю общедушевную жизнь. Для этого необходимо возникновение яфетического Строя, долженствующего стать новым культурном фундаментом Общей души. Главным действующим лицом в общедушевной Структуре становится не Хам, а Яфет.
Интерплотский и интерпсихический фундамент общедушевной жизни создал Тот, Кто разделил человечество на народы и велел им наполнять Землю. Вновь образуемый яфетический фундамент закладывается трудами человеческого творчества, но должен быть заложен столь же прочно и надежно. В новых условиях жизни, урбанизированной и технотронной, филическое чувство должно компенсировать неизбежную неполноценность интерплотской жизни и вялость интерпсихической жизни.
Чтобы филическая жизненность стала базовой в Общей душе, надо яфетическое взаимопонимание и солидарность возвести в ранг взаимослужения, – подобно тому, как интерплотская и интерпсихическая общность становится в Общей душе этническим взаимослужением и самоограничением. Интерплотская почва при этом, конечно, не аннулируется, но Общая душа укореняется не только в ней. «Земляк» теперь это прежде всего и более всего морально-культурный сродственник – и не по лично душевному сходству в воспитании, скажем, и не по принадлежности к определенной среде или кругу общества, а по новому почвенному национальному (или наднациональному) чувству, укорененному на яфетической основе. Меняется самосознание человека в обществе. Страх выбиться из морально-культурного (яфетического) Строя общества должен стать таким же действенным, как страх лишиться защиты общего этнического Строя.
Яфетический фундамент создается не ради собственного существования, а для опоры новых властных начал общедушевной жизни.
Шем и Яфет совместно не образуют инстанцию Структуры той Общей души, которую мы знаем, потому что для инстанции этой нет основы, фундамента. При построении яфетического фундамента возникает третья инстанция Общей души, соответственная серафической личности личнодушевной стороны Структуры. Общедушевную инстанцию Шем-Яфет мы назовем новой яфетовой Народностью.
Вместе с образованием яфетической Народности общедушевная Самость не исчезает (не может исчезнуть), но как общедушевное явление она ослабевает, становится менее весомой, и значение ее падает. В Структуре Общей души нового вида действуют два фундамента, один из которых основан на темном ОНО Хама, другой – на светлом ОНО Яфета.
Для образования прочного яфетического Строя необходимо высвечивание и объединение людей серафической жизни. Яфетический Строй и светлое ОНО не может быть создан без участия личнодуховных людей. Не исключено, что личнодуховная жизнь ставится сегодня на верстак Бога не в последнею очередь для того, чтобы с их помощью возник яфетический Строй общедушевной жизни.

* * *
Духовная жизнь любого рода определяется не только по тому, что сработано, завершено, обеспечивает прочность, но и по тому, что находится в работе, что создается и оживает. Возрасты Пути Общей души – возрасты духовные и должны определяться и по тому, что заложено как фундамент, и по тому новому, что образуется на этом фундаменте.
Общедушевная жизнь последних двух тысячелетий обеспечена прочностью хамового фундамента, но она – совершающаяся и духовно рабочая; ее основная жизнь проистекает в Яфете, в культурной, цивилизационной религиозно-творческой деятельности. Во всяком случае все происходящее в Общих душах последних веков совершенно отчетливо вершится под Яфетом.
Возраст Пути Общей души, в котором живет человечество, – возраст переходный. В нем есть фундамент заложенный, установленный – хамовый. И есть фундамент закладываемый, устанавливаемый – яфетовый.
Как бы культурный слой нашей жизни ни представлялся философски публицистическому уму тонкой кожурой яблока, под которой хаос интерпсихической жизни, но без этой кожуры не было бы яблока, так как именно в ней происходит обеспеченное свыше общедуховное жизнедействие современного человечества.

4
Возможно, что еврейская Общая душа (Исраэль) образовалась примерно в то же время, что и другие, – во времена пророков, Ездры, в осевое время, – но исключительным образом. Еврейская Общая душа изначально была создана на двух фундаментах. Яфетический фундамент всегда был его мощным резервным фундаментом. Это и обеспечивает уникальную жизнеспособность еврейской нации в двухтысячелетнем рассеянии по всему свету.
Яфетический фундамент Общей души Исраэля – высоко развитый дополнительный и запасной фундамент, который стал на место основного не в результате перехода из возраста в возраст, а потому, что фундамент Хама под ветрами Истории не смог быть опорным.
На общий взгляд, евреи, встраиваясь в жизнь того народа, в котором они ассимилировались, яростно привержены этому народу. Это не совсем так и не всегда так. Евреи не становятся немцами, французами, русскими, несмотря на все усилия в этом направлении. Евреи склонны перенимать только яфетическую жизнь иного народа, но не всякого, а только такого, яфетическая жизнь которого достаточно богата, чтобы обеспечить нужды их общедушевного фундамента. Ассимилировать евреев в скудность яфетической жизни нельзя.
Евреи не только народ Книги, но еще и яфетического Строя. Великие еврейские комментаторы и мудрецы – национальные гении Яфета, строящие филический Строй и яфетический фундамент Израиля.
Еврейская община всегда была особого рода софократией, управлялась мудрецами, искушенными в Библии и Талмуде. Жизнь еврейской диаспоры интеллектуально-религиозна. В еврействе осуществлялась (конечно, несовершенно) «другая» духовная Власть – власть судей и Учителей (раввинов). Еврейские глупцы и пошляки не то, что, скажем, русские или немецкие. В других нациях глупцы глупы и пошляки пошлы натуральной пошлостью и глупостью. Еврей-глупец и еврей-пошляк – уродлив: он – нечто выжатое или выпотрошенное, как чучело птицы.
Выживаемость иудейского народа в условиях веками гонимой и презираемой диаспоры поразительна. Изъятая из родного природного поля всякая Общая душа неминуемо теряет опору, на которой непосредственно и естественно держится ее здание. Включение в другое природное пространство приводит к изменениям в интерплотском фундаменте Общей души и в конечном счете к ассимиляции. Вне Родины и без связи с ней народ или часть народа интерплотски голодает и теряет себя этнически, интерпсихически. Общая душа обречена, если она в условиях диаспоры трудами Яфета и его гениев не создаст в поддержку интерплотскому фундаменту «другой фундамент» общедушевной жизни. В замену интерплотскому фундаменту общедушевной жизни цыгане создали мощный и колоритный филиоэтнический фундамент, уже многие столетия держащий на себе эту нацию. Два тысячелетия рассеяния еврейская Общая душа выдержала потому, что уже к моменту разрушения Второго Храма она обладала уложенным и надежным интеллектуально-филическим фундаментом национальной жизни. Общедушевный фундамент Яфета оказался достаточно крепким, чтобы, стоя на нем, Исраэль смог выдержать беспрецедентный напор ветров Истории.
Конечно, без морально-культурной солидарности никакая нация не живет и жить не может. Но в данном случае необходимо было нечто большее, чем культурное взаимопонимание и вековые нравственные устои. После национальной катастрофы и в условиях рассеяния не столь важны достижения и богатство культуры сами по себе, не развитие и мощь национальной цивилизации как таковой, не высота общественной нравственности, а те качества и свойства яфетовой жизни, которые определяют ее фундаментальность в здании Общей души. Филическое чувство в человеке должно стать таким, чтобы смочь заместить чувство своей Земли и отчасти возместить ее утрату. Для этого национальное чувство из психофизиологического должно становиться высококачественным филическим (яфетическим) чувством.
В еврействе более всего ценилась особого рода моральная чистота и художественность мысли, настоянная на чисто еврейском искусстве интеллектуальной лингвистики, на поприще которой веками расцветали таланты еврейских юношей. Это-то и залегло в основание еврейского национального чувства в диаспоре, определило и интерпсихические отношения, и чувство ближнего, и сознание своей причастности к народу. Интеллектуальная страстность и страсть к учению стали настоятельной потребностью целой нации и, кстати, определила интеллектуално-филическое место евреев в Новое время.
Стоит при этом отметить, что духовный центр нации находился не в университетах или ешивах, а в самой еврейской общине, живущей непосредственной национальной жизнью. Подчеркнуть это особенно важно потому, что интеллектально-филическое пространство общедушевной жизни создается не столько усилиями личной творческой воли, то есть авторского Я, сколько целокупным и преемственным трудом общедушевной творческой воли, то есть воли Яфета. Наличие общедушевной творческой воли – одно из основных условий образования филического фундамента Общей души.
Есть самовластная творческая воля филической души, и есть общедушевная творческая воля, воля Яфета. Личная творческая воля служит себе, а не Общей душе, как воля Яфета. Евреи (как, впрочем, и цыгане, и духоборы, и квакеры) ценили не столько роскошь и силу творчества личности самой по себе, сколько ее готовность и способность свободно включать свое творчество в единый поток общедушевного творчества, переносить свое авторство, свой труд и свое имя в общий ряд национального авторства.*) Без этого нет прочности филического Строя Общей души.
*) Это имело и обратную сторону. Как только европейская История предоставляла в изобилии возможности разнообразного применения личных филических способностей, так евреи стали заселять творческие поля других народов.
Как есть творчество художественное, научное, политическое, так есть еврейское творчество, которым живут, вспыхивая и вспыхивая, поколения евреев, изучающих Танах и Талмуд. Это огромное филио-интеллектуальное поле, запаханное, засеянное и выращенное национальными гениями Исраэля, манит богатствами для сотворчества и интеллектуальной самореализации. Тут нет догматов, тут полная свобода авторского творчества, но творчества все же идеологически выдержанного, находящегося в русле многовековой мысли, ее запаха, ее авторитетов, ее отношения к источникам и ликам еврейской истории, ее стиля поступательного движения. Еврейская идеология интеллектуального творчества основана на своего рода ритуальной чистоте мышления как пищи разума. Она создает соответствующее идейное «настроение» разуму и всему внутреннему миру. В этой идейности еврей живет как в атмосфере Храма и чтит, храня, высочайшие общедушевные авторитеты.
Яфетическую жизнь Исраэля не следует идеализировать. Она и не могла стать идеальной в неестественности и тяжести жизни в рассеянии. Не мудрено, что в Исраэле интеллектуальная жизнь сделалась не только опорой, но стала претендовать на главенство. Притягательность и потребность еврейского творчества для евреев столь же велика, что и потребность творчества для одаренных ученых и художников в Европе. И там и там это становится высокой игрой творческого духа, возведенной в дело жизни и сделанной руководством и смыслом каждого ее мгновения. Общедушевная интеллектуальная воля Яфета в значительной мере доминирует в Исраэле, часто подминая и заделывая под себя ростки интуитивной мудрости.
Мудрость ценит соположение душ, желает равного сотрудничества, дружества мудрецов. Яфет же расположен к учительству. В еврействе все либо учителя и оппоненты, либо ученики и соученики. Отсюда отпечаток самознайства и самоуверенности на лицах, свидетельствующий о засилии ума в сердцах. Для сердца опасно, когда глубокая мысль охотника находится под надзором интеллекта повара. Сильный интеллект обессиливает и глушит мудрость, служит задачам жизни квалифицированных людей в обществе и обязывает мудрость прежде пройти через кордон поднаторевшей посредственности – вполне как в иных университетах, которые, впрочем, не избраны на духовный труд для Бога и не живут трагической жизнью в Истории.
Еврейская идеология – краеугольный камень яфетова фундамента Исраэля, выражение его национальной гениальности и сила его исторической выживаемости, но и его недостаток. Интеллектуальный Яфет Израиля весьма разгорячен, во всяком случае разгорячен до того предела, при котором под его контроль поставлена вся морально-культурная жизнь нации. Израиль интеллектуализирован и морализирован. Еврейский ученый, изучающий Книгу и книги, становится носителем мудрости и святости. В запале интеллектуально-лингвистических изысканий нередко теряется различие между глубокомыслием и легкомыслием, и мудрость нивелируется в озарения толкований. Из орудия, помогающего разуму и усиливающего его, интеллект становится базой еврейской религиозной культуры и болезнью еврейского духа, грозящей ему иссушением. Умовая пересортица мудрости ведет к формализации морали и этических чувств.*) Интеллектуальный Яфет овладел Исраэлем. В технотронную эру на этом можно «сделать себе Имя», но и исказить свой общедушевный лик, лик Исраэля. Интеллект – прельщение и соблазн еврейской Общей души, который изначально лежал у входа ее, который вожделел к Израилю, вошел в него, наполнил его страстью, интеллектуальным влюблением, пафосом изучения, ученичества. Сюда преимущественно уходит горящее самоотречение Израиля, его великая верность, его вверяемость Господу Богу своему. Израиль поневоле вверил себя интеллектуальному Яфету, филически поверил в него и чисто яфетически уверовал в силу учености, знания и знаний.
*)В Яфетовом искажении Общей души Исраэля две неразрывные стороны: познание (даат) и морализирование о добре и зле (тов ва-ра). «Древо познания добра и зла» есть для Исраэля Древо интеллекта и морали, подменяющее и затмевающее интуитивную мудрость и непосредственное свободное нравственное чувство. Выходит, что Тора, будучи именно еврейской священной Книгой, заранее, за тысячелетия (а по еврейским понятиям, и предвечно) указала Исраэлю в названии заповедного Древа на его собственный аспект грядущего грехопадения - на грех интеллектуального морализирования. Выходит, что в общем составе грехопадения Адама Тора выделяет чисто еврейский элемент интеллектуально-морального уклона духа, словно предрешенный для Исраэля в Истории. Интеллектуальная мнимодуховность Гения Израиля - от Господа. Тем, конечно, миссия этого народа только усложняется.

5
Филический фундамент, как мы уже говорили, образовывается тогда, когда этническое взаимослужение и самоограничение адекватно заменяется на филическое взаимослужение; для чего общефилическое взаимопонимание и солидарность должны быть возведены на уровень, при котором соплеменник более узнается не по его этническому происхождению, а исключительно по морально-культурной сродствен-ности, возникшей не только по сходству воспитания или принадлежности к одному и тому же кругу общества, но по одному и тому же напору национальной филической жизненности. «Ближний» или «свой» в Общей душе вообще определяется не по облику и не по характеру психики, а по морали, культуре, стилю интеллекта, по эстетическим переживаниям. «Чужие» так же определяются по яфетическим особенностям общедушевной стороны человека.
Чувство патриотизма, основанное в возрасте Хама-Яфета на материнском национальном чувстве Этноса, переходит в возрасте Яфета в иное качество морально-культурного патриотизма, основанного на национальном чувстве Собора. По сути, это уже иной народ. Хамова Народность, существующая благодаря крепости природно-интерпсихического единства, становится соборной филической Народностью, существующей благодаря филическому чувству ближнего и общности интеллектуального сознания, ставшего фактором национальной жизни. Фундамент Яфета закладывается на достаточном упрочении интеллектуально-филического пространства национальной жизни, образовании новой морально-культурной территории народа, его новой филической Земли, своей культурной Родины, быть может и без определенного места на Земле.
Крепость интерпсихического фундамента Хама обеспечивается душевной принудительностью природно-человеческого единения. И филический фундамент Яфета, чтобы исполнять функции фундамента, должен быть обеспечен интерфилическим единением, действующим с той же силой принудительности, что и интерпсихический фундамент. Мыслимо ли это? Филическая жизнь куда мягче и свободнее, чем жизнь плотская и психическая. Принудительность филического взаимообмена жизнью должна привести к тому, что интерфилические каналы связывают людей так же прочно, как интерплотские.
Свободно-принудительное яфетическое единство должно устанавливать в Общей душе иной интеллектуальный и морально-культурный Строй, по монолитности сравнимый с интерпсихическим Строем возраста Хама. Только при этом условии может сложиться ситуация, когда угроза выбиться из филиче-ского общего Строя становится такой же веской, что и угроза лишиться защиты этнического Строя.
Принудительность природно-человеческого единения в значительной мере обеспечивается магическим сознанием, по которому своя жизнь неразлучна с жизнью других. Родина, Страна, Земля в силу магического сознания есть нечто неотделимое от самого себя, неотъемлемое, пребывающее вместе со мной на дистанции всей жизни, являющееся ее опорой и составляющая с человеком единое целое. Специфика магического сознания любого рода, в том числе и общедушевного магического сознания, состоит в том, что его действие в каждом из нас неопровержимо. Если интеллектуально-филическое единство доподлинно становится фундаментом Общей души, то ему должны быть присущи и эти свойства и качества магического сознания.
В каждом народе есть мелодии или поэтические интонации, которые с биологической принудительностью воздействуют на душу, вызывая в ней непосредственное и неопровержимое переживание Родины. Для современного урбанизированного человека филио-магический слух и зрение значат не менее, чем природно-магическое чувство и сознание значили для его предков. Нынешнее филио-магическое сознание с достаточной несомненностью способно выделить родную и чужую филическую стихию. Но для создания фундамента Яфета этого мало. Аналитическое сознание, которым трудится разум Яфета, по своей природе стремится отменить любого рода магическое сознание или, во всяком случае, лишить его силы принудительного действия. Филио-магическое сознание и аналитическое сознание противостоят друг другу. Должно быть нечто, что объединят или поглощает их. Это нечто – единая творческая воля Общей души, подчиняющая себе все творческие воли отдельных людей, задающая им общее направление работы.
При наличии филического фундамента в Общей душе не должно быть противопоставления законной независимости личнодушевной творческой воли и обязательности общедушевной творческой воли. Без общедушевной творческой воли личнодушевная творческая воля существенно анархична, ничто не признает превыше себя, постоянно декларирует свою автономность от чего бы то ни было. Общедушевная творческая воля тоже принадлежит каждому из яфетически неразлучных людей. И потому должна бы сама, свободно, помещать себя в границы своей филической Родины, сознавать себя частью ее, признавать свое достоинство на ее службе. Без выполнения этого условия не может быть сформирован единый филический Строй Общей души. И это-то, я думаю, сложнее всего.
Личная творческая воля современного человека в любое мгновение готова бунтовать. Чтобы очертить ее собственную сферу свободы, надо ясно отграничить ее от общедушевной творческой воли. Но таковой еще нет. Есть же некоторые явления процесса образования общедушевной творческой воли, но до того извращенные, что творческая воля каждого не может свободно отдаваться в общее (хотя бы групповое) филическое пользование, хотя иногда и понуждается к этому силой разного рода обстоятельств общественной жизни.
Современные урбанизированные западные народы с общеприродной точки зрения проживают в условиях, в чем-то схожих с условиями общедушевной жизни в диаспоре. Еще и по этой причине им необходим филический фундамент. В качестве компенсации все более и более слабеющего поля общеприродной и интерплотской жизни в основание Общих душ должна быть положена и другая жизненность. Но интерплотская общедушевная жизнь в значительной мере черпала свои ресурсы из общеприродной жизни, которую по Слову Бога произвела Земля. Резервуар плотской жизни человека – земная Природа, созданная Творцом и выданная людям. Резервуар же филической жизни пока что заполняется лишь творческими усилиями человека.
Общедушевная творческая воля способна веками напряженной и самоотверженной работы накопить необходимые запасы филической жизни для существования части народа (или народа по частям) в диаспоре. Но для создания прочной неразобщенной целостной народной жизни, все более изымаемой из общеприродной жизни, необходимо нечто большее, чем для жизни в диаспоре, – необходима новая филическая Родина, своя внеприродная и надприродная морально-культурная территория, своя собственная филическая Отчизна, со своим общедушевным чувством и сознанием. На исполнение этой вполне мистической задачи вскрытия резервуара своего филического мира надо иметь санкцию свыше, разрешающую наполнять свой филический мир так же, как прежде разрешено было наполнять Природу Земли.

* * *
Переход в возраст Яфета и затем в возраст Яфета-Шема это решение путевой судьбы Общей души. У каждой Общей души есть своя путевая угроза Современным Общим душам нужно выжить, дозревая. Не погибнуть и не уйти во внеобщедушевность и раствориться.
Жить Яфетам друг с другом не проще, чем Хамам. Переводу из возраста Яфета в возраст Яфета-Шема должны предшествовать мощные цивилизационные (яфетические) конфликты.
Яфетический Строй, пусть и недостаточно прочный для требований фундамента, определенно намечен уже в ХХ веке, в котором велись идеологические войны. Идеология – явление яфетические, хотя жестко не привязанное к тем или иным Общими душам или группе Общих душ.

* * *
Общедушевный возраст это не состояние Общей души, а возраст и состояние человечества, отдельные цивилизации которого могут отставать от других, но вместе переходят из одного возраста в другой.
Отдельные Общие души в составе человечества, конечно, различаются по зрелости, как различаются годы юности или молодости, но переходит из одного общедушевного возраста в другой все человечество. Так это было в первое осевое время два с половиной тысячелетия назад, при переходе из возраста Хама в возраст Хама-Яфета. Так это будет во второе осевое время, при грядущем переходе из возраста Яфета в возраст Яфета-Шема.
Фундамент Хама в возрасте Хам-Яфет строится для каждой Общей души по отдельности. Фундамент Яфета для возраста Яфета и, возможно, для Яфета-Шема строится в каждой определенной цивилизации для всех Общих душ вместе.
Какая-то одна Общая душа не может войти в возраст Яфета-Шема отдельно и раньше других. Народы нашего времени вскоре будут заняты размежеванием блоков Общих душ, которые совместно войдут в возраст Яфета и образуют единый яфетический Строй.

6
Учение об Общей душе невозможно без представления о Саре,*) заключающим в себе глубинную мистику Общей души и долженствующим осуществлять ее связь с теми инстанциями, с которыми без него этой связи никогда не будет.
*) Ивритское «Сар» соответствует «Престолу» первого ряда христианской ангелологии.
Духовную жизнь можно изучать, только исходя из знания вершин ее, независимо от того, явлены ли эти вершины в практике человеческой жизни или нет. Это в полной мере относится к серафической жизни, это относится и к общедуховной жизни. Присутствие Сара, сарическое состояние Общей души, есть такая вершина общедуховной жизни. Вникая в проблемы общедуховной жизни, мы должны, если и не постигнуть сарическое состояние общедуховной жизни, то хотя бы ввести понятие Сара и в нулевом чтении разъяснить его.
По представлениям, строго опирающимся на текст Библии, Сары «спущены» Господом при разделении на Общие души в качестве их духов-народоводителей. При таком взгляде Сар должен был бы сделать Общую душу личностной, чего в действительности нет.
Наш разговор об Общей душе носит предварительный характер, и не может быть иным потому, что Общая душа еще далеко не состоялась, даже в общих чертах. Вернее говорить не об Общих душах, как о самобытийственных существах, полновесных субъектах Истории, взаимодействующих друг с другом как личность с личностью, а о общедушевных или общедуховных явлениях и процессах во внутренем мире (Структуре) человека.
Нынешние Общие души есть нечто незавершенное, до конца несработанное, находящееся далеко не на высших ступенях становления. Сар действует в куда более осуществленной Общей душе. Но без понятия Сара, пусть и незадействованного, не видно вектора духовного роста, невозможно и само представление об общедуховной жизни и, следовательно, об Общей душе.
По идеальной модели Сар – самостоятельное, самобытийственное, бестелесное духовное существо, реально действующее в общедушевной жизни в той степени, в которой образована и действует сама Общая душа. Мы пока дадим представление о Саре как таковом, не разбирая, задействован ли он в Общей душе, и степень его задействования.
Одно из отличий духовной жизни от душевной жизни состоит в том, что сама по себе душевная жизнь беспризорная, тогда как духовная жизнь есть жизнь ведомая. Конечно, и душевная жизнь куда-то ежемо-ментно направлена, достигает определенного результата и в результате этом складывается в некоторую картину жизнепрохождения; но при этом она никуда не стремится, не имеет общей направленности, и не образует Путь.
Душа человеческая или душа народная, предоставленная самой себе, движется неведомо куда, вечно импровизируя сама себя и свое развитие. Только в духовном росте, наполняясь все большей полнотой жизни, сознания и разумности, душевная жизнь свершается, направлена к заданным целям своего внутреннего развития и обретает смысл существования.
Поэтому-то в духовной жизни работают два субъекта: один – ведомый, самая душа, и другой – ведущий душу, являющийся высшим субъектом духовной жизни.
Общая душа обретает прочную духовную жизнь тогда, когда входит в обладание высшим субъектом своей духовной жизни, своим Саром.
На ранних ступенях развития Общая душа может существовать без Сара как своего водителя, и существовать по человеческим меркам долго, сотни поколений, но рано или поздно погибнет, так как не укоренена в высших инстанциях общедуховной жизни.
Сар – условие прочного существования личностной Общей души и ее путеводительства.
Сар – основание персоналистической цельности Общей души.
Укоренившись в Общей душе, Сары устанавливают внутреннее направление ее развития и ее задачу в составе человечества. Они определяют особый склад Общей души, по которому она воспринимает свою грань религиозной Истины и имеет свое видение реальности. Они суть духовные вершины и вместе корни народа.
Сар не отграничивает Общую душу от других Общих душ, он внутренне скрепляет ее, создает ее структурное качество, – осуществляет цельность и целостность Общей души.
Сар – высшая инстанция Общей души, ее несущий стержень, ее глубинное выражение и духовная персонификация. Без Сара ничто не мешает Общей душе начать разваливаться по частям.

* * *
Главнейшая задача Сара ориентировать Общую душу на свойственную ей работу. Через Сара Общие души имеют возможность сообщаться с верхними этажами Метаструктуры и в состоянии обслуживать их. Сар – присутствие в Общей душе высшего субъекта ее духовной жизни. Общая душа через Сара имеет возможность ставиться под высшее Управление.
Нельзя сказать, что Общая душа будет чувствовать присутствие своего Сара в себе. Общая душа возраста Яфета-Шема знает себя в его присутствии и под его присмотром. Общая душа в этом возрасте призвана изнутри ощущать духовное ярмо Сара.
Отдельный человек будет знать (чувствовать и сознавать) Сара по типу общедуховности, к которому он принадлежит, – по стилю принятия в себя общедушевной жизни, по характеру работы совести в душе, по религиозным переживаниям, по общему со всеми общедушевными ближними идеалочувствованию, по своеобразию хода вместе с ними общедуховного развития, короче, по особости своего одухотворения в общедуховной жизни. Сар переживается общедуховной ответственностью за каждую минуту своей жизни, за каждую мысль, чувство, слово, поступок. Такая же ответственность за свою жизнь, но перед самими собой (перед своим серафом), есть и в личной духовной жизни.
В общедуховной жизни Сар то самое, кем в личной духовной жизни является сераф. Сар – «Бог свой» Общей души. Но в отличие от серафа серафической жизни, установление Сара в общедушевной стороне Структуры не требует особой предрасположенности и чрезвычайных усилий. Высшей душе отдельного человека не нужно самой открывать окно к общедуховному «Богу своему», оно уже открыто для всякого стремящегося к нему в той мере, в которой Сар присутствует в Общей душе.

* * *
Мы говорим о Саре Общей души примерно так же, как говорили об абсолютной вершине Пути восхождения.
В ставшем виде общедуховная жизнь – совместная жизнь Общей души и Сара. Для полноценной общедуховной жизни этим двум субъектам надо совершить предварительную работу встречи и сцепления. Без Сара Общая душа находится в полудетском состоянии.
Внутреннее становление Общей души и добывание ею духовной жизни – одно и то же. Сар состоит в процессе внедрения в свою Общую душу, и Общая душа со своей стороны имеет возможность внедрить в себя Сара и жить вместе с ним духовной жизнью. В этой взаимной работе создается своеобразие тенденций общедушевного развития.
Общедуховное развитие идет к тому состоянию, при котором Сар водит Общую душу, устанавливает вектор ее развития, динамически ориентирует ее, предостерегает ее, ее возрождает. Первейшая потребность Общей души и ее задача – научиться слышать своего Сара и слушать его путенаставления.
Своей общедушевной стороной человек должен служить Сару. Придет время, и личностная одухотворенность Сара возьмется на вооружение всей Общей душою для того, чтобы превратить ее в нормативный образец общедуховной жизни. Тогда, быть может, по образу-смыслу и образу-чувству Сара будут строиться Храмы, совершаться Богослужения, создаваться таинства и предания, устанавливаться образы святости в Общей душе.
В традиционных представлениях Сар это дух-народоводитель. Для нас Сар – дух-путеводитель Общей души. Путь – внутреннее развитие Общей души вместе с Саром, труд восхождения их совместной жизни.
Общедушевное состояние рода человеческого есть состояние потенциальное, несущее в себе новое человечество, одухотворенное в разных Сарах, Ликах и всеобщедушевных Гениях.

* * *
Прежде чем говорить об Общей душе и ее Структуре, нам надо было бы решить, существует ли уже она как состоявшаяся целостность, и что такое состоявшаяся целостность Общей души.
Общедуховная жизнь – это прежде всего жизнь Сара, осуществляющего в Общей душе абсолютную духовную Власть. Целостность Общей души может состояться только при абсолютизме Сара. До этого правильней говорить не о целостной общедушевной жизни, а о фрагментах и процессах общедушевной жизни.
Мы не можем ввести понятие Сара иначе, как в его полном осуществлении в Общей душе, и потому рисуем Сара, которого еще нет, который в полную силу начнет действовать в возрасте Яфета-Шема.
Личнодуховную жизнь осуществляет серафическое лицо через сочленение с авторским Я в Структуре. Общедуховную жизнь в ее зрелой форме должен претворять в действительность Сар через его сочленение с инстанциями власти и Я-МЫ Структуры.
Сар придает Общей душе глубину личностности. Общая душа рождена в первое осевое время еще не личностной. Она должна стать личностной в возрасте Яфета-Шема через Сара.
В возрасте Хама нет Общей души, есть коллективное эго и национальная Самость. Возраст Хама-Яфета – возраст основания Общих душ. Здесь строится яфетическая Народность, которой не было в возрасте Хама, и национальная Самость становится общедушевной Самостью. Но Общая душа как таковая не состоялась еще, недостаточно пригодна для общедуховной жизни, состоит в отношении к ней в предварительном состоянии. Возраст Хама-Яфета – возраст предварительной общедуховной жизни.
В возрасте Хама-Яфета действуют еще не сами Общие души, а их пробы. Возраст Хама-Яфета -возраст пробных Общих душ. Одни Общие души возраста Хама-Яфета допускаются к дальнейшему восхождению на Пути, к переходу в возраст Яфета-Шема, и тем останутся в человечестве. Другие растворятся. Это во многом зависит и от того, сколь продуктивно Общая душа встала под власть Сара.

7
Духовная жизнь в Общей душе дана как возможность. Ее надо запустить. Весь процесс внутреннего развития Общей души – начиная от ее возникновения и до высших ступеней ее зрелости – есть процесс запуска и становления ее духовной жизни. Процесс этот не так давно начался и к нему неприменимо понятие завершения.
Общие души осуществлены вполне только в возрасте Яфета-Шема и только в нем становятся полноправными и главенствующими субъектами Истории. Вся общедуховная жизнь возраста Яфета-Шема ставится под власть Сара Общей души. Существовать без Сара Общей души в возрасте Яфета-Шема Общая душа не может. Возраст Яфета-Шема наступит после второго осевого времени во всем человечестве. До этого момента любая Общая душа может быть разрушена.
Ныне действующие духовные Власти, идеологические или вероисповедальческие, можно осмыслить как предтечи Сара Общей души, предшественники подлинной духовной Власти, стремящейся из глубины установить себя в глубины внутреннего мира человека. Духовная Власть пользуется приемами психического и филического подавления от недостатка сил, от невозможности стать полновесной духовной Властью.
Духовные Власти возраста Хама-Яфета действуют тогда, когда нет власти Сара, но душа человеческая уже требует ее. Духовные власти возраста Хама-Яфета суть образования предваряющие.
Общая душа и Сар в ней находятся в становлении. Духовная Власть есть то, через что Сар и Общая душа становят себя. Чем выше Общая душа на своем Пути, тем полнее и властнее она живет общедуховной жизнью, тем сильнее в ней чувство духовной подвластности и тем более она целеустремлена.
Общедуховная жизнь в возрасте Хама-Яфета и в возрасте Яфета во многом предоставлена сама себе. Духовная Власть в возрасте Хама-Яфета пользуется тем, что Яфет мог создать для нее: сотворить учение, вероисповедание, наладить организацию.
Подлинная духовная Власть не та, которую осуществляют люди духовной Власти (люди особо властного авторского Я), а та, которая изнутри правит человеком, никак не стремясь провозглашать себя извне, правит без посулов, приемов обольщений и пр., правит не опосредованно, а непосредственно во внутреннем мире.
Духовная Власть возраста Яфета-Шема – не иерархия, а изнутри заданная власть Сара Общей души.
Сар Общей души осуществляет духовную Власть изнутри общедушевной стороны человека.
Духовная Власть в возрасте Хама-Яфета – не более, чем прикидка духовной Власти Сара Общей души. В возрасте Яфета-Шема Сар Общей души становится духовной Властью и осуществляет ее не с помощью проповеди или вероисповедальческого ОНО, не так, как осуществляет духовную Власть ее нынешние институты, не давлением на внутренний мир человека извне, а осуществляет духовную Власть, повторяю еще и еще раз, изнутри человека, помимо какого-либо внешнего давления на его внутренний мир.
Общая душа состоялась, как только реализовалась духовная Власть Сара Общей души.
Сар Общей души – сакральное основание общедуховной жизни в возрасте Яфета-Шема.
Сар Общей души затребован для того, чтобы стать источником духовной Власти в Общей душе, власти не светской и не Божьей, а высшей общедуховной инстанции над собственной Общей душой. Сар Общей души призван быть необходимой самой по себе властью. Сар Общей души должен править, диктовать, являть жесткую волю и узду – являть всё то, что человек переживает в себе как Власть.

Оглавление  Все книги


Обновлено 30 июня 2025 года. По вопросам приобретения печатных изданий этих книг - k.smith@mail.ru.