И.Б.Мардов
Божественная Работа и Божественный Работник
Раздел восьмой. Восхождение человека
Чась 12. Этюды к восьмому разделу
1
Первейшая забота человека – найти свой образ жизни или образ жизни для себя. Встать в определенный образ жизни для большинства людей означает найти себя и решить свою жизнь. Душа человеческая не успокаивается, пока вольно или невольно не включает себя в некий образ жизни, себе свойственный или не свойственный. Приняв тот или иной образ жизни, человек правит себя под выбранный им или ему навязанный образ жизни.
Цивилизованность определяется по соответствующему образу жизни. В сегодняшнем понимании – образу бытовой жизни. Своя жизнь – это во многом свой образ жизни. Человек, сколь богат, славен, успешен он ни был, страдает, когда не живет своим образом жизни. Ностальгия по родине – ностальгия по родному образу жизни.
Образ жизни – одно из центральных понятий жизни человека и основной установитель колеи его жизнепрохождения, и семейного, и профессионального, и общедушевного.
Образ жизни правит людьми. Главный вопрос «как мне жить?» человек решает, включаясь в тот или иной образ жизни. Включаясь в тот или иной образ жизни, человек получает не только стиль и правила каждодневного поведения, но и практические ответы на вопросы жизни.
Обыкновенно человек выбирает не мировоззрение и жизнепонимание, не убеждение или религию, не правящую идею даже, а образ жизни. Само по себе мировоззрение недостаточно определяет жизнь, а прикладывается к самореализации в выбранном образе жизни. Выбирая или меняя образ жизни, человек вместе с ним выбирает и ту конфигурацию – ситуационную, идеологическую, вероисповедальную и прочую – в которой выбранный образ жизни выражает себя.
Образ жизни замещает человеку все то, что должно бы быть в нем под управлением высшей души. И веру, и убеждение, и любовь. Не по вере, убеждению, любви люди выбирают образ жизни, а убеждения, веру и любовь вместе с выбранным по стилю горения души образом жизни. Принять Исповедание значит принять или только определенный образ жизни, или принять образ жизни и вместе с ним определенное жизнепонимание и мировоззрение. Если определенный образ жизни, православный ли или еврейский, советский или американский, привлекает человека, то он принимает установки мировоззрения, которые этот образ жизни обслуживает. Искренно считая, что живет в соответствии с мировоззрением.
Предлагать человеку в качестве руководства какое-либо мировоззрение, сколь бы убедительно оно ни было, в чистом виде нельзя, он сможет принять его только вместе с образом жизни. Само по себе мировоззрение может заинтересовать людей, но жить по нему они не будут до тех пор, пока им не укажут определенный образ жизни, в который они с этим мировоззрением могли бы встроиться. На практике мировоззрение не усваивается человеком без образа жизни. Людям надо показать, как им надлежит жить, привлечь их неким образом жизни и к нему приложить мировоззрение. Тогда оно заработает.
Главная характеристика общества не политический режим, не социальный расклад, не экономическая ситуация, не вероисповедание или идеология и не культура, а образ жизни, выкованный в разные времена и политическими режимами, и классовыми раскладами, и вероисповеданием или идеологией, и культурой, и многим другим, в том числе весьма неопределенным.
Образ жизни непосредственно руководит жизнью, обладает ориентирующей волей, изнутри устанавливает ценности жизни. Сохранение или изменение в образе жизни лежит в основе самых разных исторических движений. Реформация в Европе (во всяком случае со второй ее волны) – борьба за иной образ жизни. Для установления нового буржуазного образа жизни и его религиозного обоснования необходимо было ослабление вероисповедальческого строя римской духовной власти и усиление приватной религиозной жизни.
Противостояние западников и славянофилов, как императорских, так и постсоветских времен, – противостояние двух идеально переживаемых образов жизни. Российская революция 1991 года вдохновлялась не столько идеями или отрицаниями идей, сколько прельщениями западноевропейского и североамериканского образа жизни.
* * *
Образ жизни Общей души – не нравы, обычаи, разнообразные правила, не закон и не мировоззрение, а нечто сущностно неописуемое, во всяком случае не поддающееся четкому определению и рационализации содержание, для которого все перечисленное предоставляет совокупную форму внешнего выражения. Содержание образа жизни не сводится к этим параметрам и из него не выводится.
Самобытность общедушевного образа жизни не в отличиях образа жизни одного и другого народа, имеющих общую базу, а разные базовые установления жизни нации. Образ жизни – не отличительные, а базовые черты жизни нации. И вообще не черты, а база жизни нации.
Самобытность народа – это самобытность его внешнего образа жизни (его формы) и внутреннего (собственно общедушевного) образа жизни (его содержания). Общедушевное (шемово) мировоззрение и жизнепонимание входит во внутренний образ жизни Общей души (а не прикладывается к нему), определяет общедуховную атмосферу жизни народа.
Образ жизни – и доминанта, и интегральное качество жизни человека и его Общей души. Общая душа состоялась, когда полновесно определился ее внутренний и внешний образ жизни.
В основном люди получают или выбирают образ проживания, внешний образ жизни и к нему прикладывают внутренний образ жизни. Но есть и такие, их всегда немного, кому важен именно душевный образ жизни. Внешний образ жизни для них обрамление и наружное выражение внутреннего образа жизни. Они-то более всех стремятся к высокому образу жизни и создают его. Как правило, это конфессиональный образ жизни. Все мировые религии и их ответвления стремятся удовлетворить общедушевную потребность человека в высоком образе жизни.
Образ общедушевной жизни – лучший определитель народа. Это его доминанта. Общедушевный образ внутренней жизни в основных чертах тысячелетиями остается одним и тем же, каждый раз иначе выражаясь при переходах из одной современности в другую.
Общедушевные ближние («свои») те, кто живут одним общедушевным образом жизни – и внешним и внутренним. Принадлежать народу – значит жить его образом жизни. Войти в народ – значит принять его образ жизни в качестве своего.
Свой образ жизни – величайшая ценность народа. Губить народ – разрушать его образ жизни. Не уклад жизни, пусть и освященный поколениями предков, а образ общедушевной жизни. Разрушать, а тем более фундаментально разрушать образ жизни народа, – преступление перед ним.
Все явления жизни человеческой можно (и нужно) оценивать по планке высоты и чистоты образа жизни. Это может быть сугубо личный образ жизни, который ведет один человек на всем свете. Это может быть образ жизни среды, в которую он попал. Это может быть общенародный или, шире, общедушевный образ жизни, к которому он принадлежит по рождению. Важно, какой это образ жизни: высокий ли, невысокий или низкий.
Деградация общедушевности – деградация образа жизни. Особенно опасны такие общественные потрясения, политические, экономические или исповедальные, которые понижают высоту и разрушают чистоту образа народной жизни. Феминизм – бунт женщин против выработанного веками традиционно высокого женского образа общедушевной жизни. Беда в том, что при этом образ жизни женщин (и мужчин) меняется не на более высокий, а на невысокий, а то и на низкий образ жизни.
Одна из важнейших задач Вероисповедания и конфессиональной власти – установление и освящение образа жизни народа, придание ему сакрального значения и возможности переживания его священным. В каждом Вероисповедании есть своя высокая поэтика души. Для людей филиоэденской (серафической или шемовой) жизни она служит в качестве филической или яфетической составляющей творческой духовной жизни. Для основной массы людей религиозно-лирические чувства необходимы для установления определенного высокого образа жизни. Но они могут стать вкусной оберткой, дарующей наслаждающее настроение яфетической жизни, оторванной от любого рода филиоэденской жизни высшей души.
2
О семье как об основе общества говорят, имея в виду не сторгическую любовь между супругами, а умозрительную базисную ячейку общества. На наш взгляд, супружеская любовь не только абсолютная ценность частной жизни и не только общедушевной жизни, но и жизни общедуховной. Более того, духовное делание Общей души происходит через сторгиодуховные процессы в семье.
Сторона Встречи в истории развития человека (человечества) постепенно и с нуля наполняется содержимым.
Людям кажется, что сторгические чувства между мужем и женой присущи человеку как таковому и так же, как сейчас, переживались в каменном веке. Если тогда и были сторгические переживания, то не переживания того, что является результатом действия сторгической воли – сторгической свитости. Не она держала семью. В солидарности коллективного эго нет личной духовной и общедуховной жизни и нет места сторгическим существам.
Коренное изменение во всех сферах жизни произошло тогда, когда в человеке задействовалась сторгиодуховная жизнь и супружеская сторгия. Время рождения Общих душ было и временем одухотворения семьи, резкого изменения в глубинах отношений между мужем и женой. С первого осевого времени в Общей душе появились первичные сторгиообщедуховные существа, которые, работая в Общей душе, все более наполнялись жизненностью, становились все более мощными, полноценными, спелыми.
Разрушение семьи и ее духовности ведет к гибели Общую душу.
* * *
Если не знать, что дитя зачинается родителями его, то вхождение сторгического существа в Структуру человека схоже с рождением в семье ребенка. Сторгическое существо вынашивается высшей душою женщины и ею призывается в супружескую сторгию. В идеале женщина же внедряет сторгическое существо и в семью, становит его, так сказать, фамильным сторгическим существом.
Родственное чувство связывает семью психофизиологически, на уровне Самости и низших душ. Фамильное сторгическое существо, будь такое, сплачивало бы семью духовно, на уровне серафической личности, верхнего человека. Сторгическое чувство близости в каждой семье свое, особое. В присутствии фамильного сторгического существа семейные чувствовали бы себя «ближними» не только по родственному чувству, но и по влиянию общего для них всех сторгического существа.
Фамильное сторгическое существо – не реальность, а только чаемое, предугадываемое по идее семейственности как таковой. Фамильное сторгическое существо – вершина и корень духовной жизни семьи, но не столько реальной, сколько идеальной.
Легко представить фамильное сторгическое существо в идеальной семье конституционным стержнем ее душевной жизни, который устанавливает в идеальной семье образ семейной одухотворенности, обеспечивает его преемственность из поколения в поколение и направляет духовное развитие идеальной семьи.
Семейные в идеальной семье одухотворены идеальной верностью и идеальным переживанием своей духовной подвластности семье, то есть чем-то напоминающим общедуховные переживания Веры и Власти. Содержание Веры берется, конечно, оттуда, откуда ее можно взять, но характер ее переживания, ее особенный семейный вкус и запах, запах религиозности и верности – от сторгического существа идеальной семьи.
В идеальной семье свое особенное переживание солидарности в любви. Она собирается в единое духовное целое на основе общей веры-доверия. Семейная верность в идеальной семье переживается вполне религиозно и составляет неотменимую грань личного сторгического переживания каждого ее члена.
Мечта об идеальной семье станет реальностью после второго осевого времени, в Царстве Сара. Но место воображаемого фамильного сторгического существа в ней займет особое семейное сторгическое существо Филиоэдена, которое назовем семейным саром (с маленькой буквы).
Каждая нормальная семья в Царстве Сара создана семейным саром и им сторгически обеспечена. Семейный сар – основное действующее лицо в семье Царства Сара.
Семейный сар есть носитель основанной на общей семейной одухотворенности локальной духовной властности, которой подчинены все в семье. Семейный сар обладает волей принуждения (то есть властью) и переживается семейными в чувстве духовной подвластности.
Сторгическое существо или керув действует в сторгических ближних. Властное действие семейного сара распространяется на всех семейных. Принадлежность к семье в Царстве Сара определяется не столько родственными узами (это – явление периферийное), сколько подвластностью одному и тому же семейному сару.
* * *
Семейная одушевленность возраста Хама-Яфета возникает естественным путем. Общая для семьи возраста Яфета-Шема одухотворенность возникает сверхъестественным путем, от семейного сара, действующего на человека из Филиоэдена.
Семейный сар есть производное Сара Общей души. Основу семейного сара составляет постчеловеческое супружество 4 этажа. Семейный сар – преобразованное постчеловеческое супружество, ставшее производным Сара Общей души.
Постчеловеческое супружество расширяет себя в Филиоэдене, но в качестве семейного сара реализует себя в человеческой семье. Семейные пары от навигаций сообщества семейного сара несут его образ одухотворенности, который и пытаются сообщить своим семейным в силу потребности постчеловеческого супружества к распространению своего образа одухотворенности.
Семейный сар действует в Структуре параллельно сарическому Я.
Семейный сар принуждает человеческую семью к сплоченности, устанавливает и из поколения в поколение держит в ней определенный и прочной стиль семейной одухотворенности. И, главное, устанавливает в семье взаимоотношения в пятом лице, исполняя тем самым общедуховную заповедь сарического Я.
Каждая Общая душа возраста Яфета-Шема имеет свой род семейных саров, который в пределе стремится покрыть все общедушевное поле, в котором действует Сар Общей души. Именно семейным саром все более воцаряются и распространяются в возрасте Яфета-Шема общедуховные отношения в пятом лице.
В возрасте Хама-Яфета отношения в пятом лице редки. В Возрасте Яфета-Шема отношения в пятом лице обычны. Только в возрасте Шема отношения в пятом лице – норма.
3
Всего один век люди жили, когда «вся земля была язык един и слова одни» (Быт. 11:1). Через 101 год после потопа человечество разделилось на народы и языки.
У людей в ту пору не только не было лингвистических затруднений в общении («слова одни»). Кроме того, они обладали качеством взаимопонимания, которое определяется выражением «язык един». «Язык один» – нечто большее, чем понимание речи другого: в свежести обновленного послепотопного существования люди были настолько раскрыты друг для друга, что легко могли воспринимать мысли и побуждения друг друга, свободно, из души прямо в душу передавать их и, тем самым, иметь общие мысли и общие душевные побуждения – «язык един». Вавилонские строители – не толпа, но и не сторгически объединенные люди. «Язык один» – это состояние жизни сочлененных однотипных людей, в котором степень раскрытости и взаимопонимания между людьми позволяла каждому согреваться одним и тем же чувством общедушевного и общеприродного единства, наполняться схожими и всем понятными нравственными, психическими и эстетическими переживаниями.
В таком состоянии люди, расселяясь по всей земле (по своим «островам», по своим семьям и со своими диалектами), были бы соседями по общему дому. Соседнее племя переживалось бы как «другое», но не «чужое», к которому всегда наготове чувства вражды, ненависти, злобы.
Зло Истории невозможно в человечестве, в котором действует «язык один». Однако Всевышний разрушает сафа ахад и расселяет людей по лицу земли в состоянии отчуждения. Тем самым в само историческое бытие впускаются непонимание, подозрительность, а за ними следом и вражда. Произошло это после вавилонского столпотворения и в результате его.
Рассказанная в Библии вавилонская история имеет роковое значение для человечества. Если мы таким образом наказаны Богом, то надо бы знать: за что? В чем состоит второе, вавилонское, грехопадение человека, последствия которого соизмеримы с последствиями нарушения заповеди Адамом в Эдене? Что на сей раз нарушили сыны Ноя? Почему и зачем Всевышнему пришлось лишать людей сафа ахад, отчуждать их по отдельным Общим душам и впускать, тем самым, зло в историческую жизнь?
Всевышний повелел потомству Ноя наполнять землю, но люди попытались ослушаться Бога, устроили заговор, стали делать себе имя, строить башню, «чтобы не расселяться по лицу всей земли». Это, конечно, бунт. Расселяясь по земле, люди должны были наполнить ее собою, работать на ней, включать человеческое в общеприродное и общеприродное в человеческое. Вавилонские же строители специально искали и нашли особое пустынное место, где не было природного материала для строительства, где возможно было строить только искусственными методами, с помощью кирпичей и цементирующей смолы. Положившие начало цивилизации вавилонские градостроители вообще не желали жить в Природе. Они затеяли деятельность ради деятельности, воздвигание ради воздвигания, нескончаемое строительство башни до небес.
Богоослушник Адам вторгся в глубину человеческой жизни и потому был изгнан и наказан. Вавилонские строители пожелали функционировать для себя, в обманной и искусственной деятельности на пустом месте. Их ослушание не на уровне причин и оснований, а на уровне поведения. За что же тогда Человечеству такая кара от Господа? Одно дело – Божья кара народа в какой-то момент Истории, и совсем другое – наказание Человечества злом Истории, всем тем неисчислимым горем, которое накопилось с тех времен во всеобщей Истории народов. Нет, тут не наказание за ослушание, а что-то совсем другое.
Библия рассказывает нам то, что произошло, а не то, что могло произойти, продолжай люди действовать так, как они действовали в Вавилоне. Всевышний в самом начале оборвал вавилонское строительство, не дал осуществиться тому, что должно или могло случиться в результате его. И потому мы зримо не знаем роковых последствий, во избежание которых Господь решил разделить единое человечество на народы и языки.
Когда Господь спустился посмотреть город и башню, то Он увидел, что люди сами по себе не отстанут от того, что задумали и начали делать, – что причины вавилонского действия глубоки и неустранимы, и люди не в состоянии отойти, не делать то и так, как делают. В чем эти неустранимые причины вавилонского дела и его краха?
Для спасения вновь заблудившегося человечества Господь пошел на экстренные меры, совершив в людях две разные операции, которые на русский язык почему-то переведены одним и тем же глаголом «смешал». Первое из действий Божьих на человека в Вавилоне выражено в Библии словом «навла», что значит «увял». Последствия этого «увядания языка» взаимопонимания огромны и фундаментальны. С тех пор они существенно определяют взаимоотношения между людьми. Божья операция по увяданию сафа ахад резко снизила в нас уровень «слышимости» друг друга, мы стали глухи друг к другу. Из-за Адамова грехопадения человек стал самостью, решающей, что добро, что зло, и постоянно обманывающейся в этом. В результате вавилонского грехопадения произошло увядание языка взаимопонимания, и человек сделался самостью самозамкнутой и отчужденной, ему стало труднее вступать в общение и быть в этом смысле «ближним». Мы все знаем и сознаем эту особую трудность нашей жизни. Как-то иначе прервать вавилонскую деятельность было, значит, нельзя.
Вавилонское строительство показало Всевышнему, что человек до самозабвения привержен внешней совокупной деятельности, способен отдавать ей всего себя, полностью выливаться в ней наружу. Вавилонское поколение находилось в знакомом особенно нашему веку состоянии порабощения внешней деятельностью. В таком состоянии никакая внутренняя работа души (и прежде всего духовный рост человека) невозможна. Да и сама внешняя деятельность имеет внутридушевные причины: как только накал духовной жизни в душе ослабевает, так тотчас человек стремится активизировать себя во всякого рода общественной деятельности, полагая исключительно в ней смысл и значение своей жизни. Вавилонская деятельность наверняка была вызвана духовным оскудением.
Ужесточив отделенность в самости, Господь тем самым в большей степени перенес ударение сознания жизни с общей (всеобщей) внешней деятельности человека в его самозамкнутую душу, во внутриличностную сферу, где душевная работа становится неизбежной и основной задачей души. Увядание языка, самозамыкание человека в самости загоняет его внутрь себя, заставляет его концентрироваться на своей внутренней жизни, сознавать и решать прежде всего ее проблемы.
В вавилонском строительстве люди делали себе Имя, то есть действовали сугубо по человекобожеским побуждениям. Человек по Замыслу – работа Бога и работник осуществления Его Замысла. Человекобог не совместим с человеком – работником и работой на Бога. Вавилонское столпотворение прекращено Всевышним прежде всего потому, что оно выводило человечество из исполнения Замысла.
Но если таковы были цели Всевышнего, то, надо признать, они не достигнуты. Отчуждение от природы и пристрастие человека к внешней деятельности с тех пор не сошло на нет. Человекобожество и вавилонизм во всевозможных обличиях постоянно сопутствуют человечеству в его делах и побуждениях. И не в состоянии сафа ахад, а в зле Истории, в состоянии отчужденных и непрерывно враждующих народов. Кроме того, людям в душевной отделенности стало сложнее получать необходимую для одухотворения помощь от других людей.
Вавилонское дело, конечно, заводило человечество в тупик. Но выхода из тупика не видно и после прекращения вавилонской стройки. Все, чем мотивировались вавилонские строители, из человечества не исчезло. Напротив, на пути развития человечества выставлены новые ловушки, опасности и препятствия, которые реально угрожают народам гибелью. Дело вовсе не в самих по себе пороках вавилонского поколения. Вавилонское происшествие ситуационно. Для исполнения Своего Замысла Всевышнему необходимо создать Общие души и внедрить в них Саров.
Согласно стиху 7 главы 11, Господь спустился в Вавилон не один. Он сказал кому-то: «Давайте спустимся». И еврейские мудрецы, и христианские богословы согласны в том, что Бог сказал это ангелам, которых христиане зовут Престолами, а евреи – Сарим. Господь спустился ближе к человеку вместе с высшей семьей Саров для того, чтобы человек мог от Него включить Саров в себя и преобразиться настолько, насколько это нужно для осуществления Замысла. Задача эта до сих пор не выполнена. Запуская Историю, Господь сделал все, что нужно для ее выполнения. Дело за человеком в Истории.
Осуществление Замысла невозможно ни при вавилонском столпотворении, ни в зле Истории. Замысел не осуществляется и чудом, иначе его не было бы. Осуществление Замысла возможно только после того, как человек захочет и сможет внедрить спущенных Саров в свою жизнь. Но вот захочет ли и сможет ли? От этого зависит судьба человечества на Земле.
* * *
Встреча – действие Я-Встречи, одной из производных коренного Я, наделенной сарической силой от Сара Первого Лица. Верность – выявление совместной силы Первого Лица и Сара Первого Лица в душе человека. Дружба исключительно построена на встречной сарической силе Я-Встречи друзей. Решающее значение в Дружбе имеют не пробойные возможности сарических сил, а их способность завязывания в единый узел взаимной верности.
Во Встрече Сар Первого Лица ассистирует Первому Лицу. В Дружбе – наоборот: Первое Лицо (через коренное Я и его Я-Встречи) ассистирует Сару Первого Лица. Дружба – максимальное сарическое выражение Встречи, высшее выражение сарической силы Сара Первого Лица в Я-Встречи двух людей.
В Структуре отдельного человека установлено не Первое Лицо, а его выражение в коренном Я. Коренное Я замышлено в качестве автономного Первого Лица, способного производить новые творения «Я», – как в Структуре человека (производные коренного Я), так и по ветви керувического восхождения. Коренное Я сотворено как подобие, но само живет «как Подлинник», как начальное положение процесса сторгического восхождения.
В сторгии участвует не Первое Лицо, а коренное Я. Дружба – наиболее полное проявление сарической силы в человеке, но коренное Я в ней сарической силы не имеет. Коренное Я в сторгии восходит в особом направлении, на возможность которого мы сможет указать во втором томе этого труда. Отметим только, что сарическая воля в сторгии становится волей сторгического существа, керува, вместившего сторгически оплодотворенное коренное Я человека.
Кроме керува всякое филиоэденское существо в системе человек –посмертный плод прирождено человеку. Керув – новое порождение, порождение через Структуру человека того, чего не было ни при создании Структуры, ни при внедрении в нее серафического Я.
Керув на всех стадиях своего становления – это действующее филиоэденское существо, несущее тайну своего назначения.
Не мужчина и женщина совершают вдвоем сторгическое восхождение, а третье существо сторгии, керув. Нельзя сказать, что сторгические ближние совершают восхождение вместе с ним; они совершают для керува работу восхождения.
Восхождение керува происходит посредством сторгической пары в филиоэденской жизни.
В сторгических взаимоотношениях коренное Я начинает восходить в одном и в другом сторгическом ближнем (нельзя говорить «вместе», это одно и то же коренное Я). Рост сторгических взаимоотношений доходит до взаимоотношений в пятом лице, при котором образуется сторгическое существо (и его сторгическое Я), и далее продолжается с ним.
Сторгиодуховный рост на дистанции отдельной человеческой жизни вроде бы никуда не ведет. Но раз состоявшаяся сторгическая пара несмертна и, если при жизни не произошло сторгической катастрофы, вновь выходит в совместную навигацию. Сторгическая пара проживает многие навигации с одним и тем же керувом.
Керув работает в системе человек – посмертный плод. Работа восхождения керува проистекает в человеческой жизни, только результат ее выносится в филиоэденскую жизнь. Сторгическая пара следующей навигации наследует не только черты сторгической пары предшествующей навигации и ее тайный сторгический образ, но и особый стиль сторгической жизни. Это обеспечивает им керув.
У сторгического роста керува во множестве парных навигаций есть свой вектор и своя цель. Керуву, как и серафу, что-то нужно от каждой сторгической навигации. Каждой сторгической навигации керув дает задание в душе потайного двойника. Он же помогает найти друг друга.
Сторгиодуховной рост всех керувов нацелен на результат, пусть и достижимый только одним из них. Сторгиодуховный рост имеет вектор развития и высшую конечную цель. Сторгиодуховный рост ведет к состоянию, которое мы пока что определим как состояние сторгии с Саром Общей души – новой, ранее не существовавшей в человеческой жизни, ею сработанной после второго осевого времени ипостаси Замысла.
Обновлено 30 июня 2025 года. По вопросам приобретения печатных изданий этих книг - k.smith@mail.ru.