И.Б.Мардов
Божественная Работа и Божественный Работник
Раздел седьмой. Структура и работа внутреннего мира человека
Часть 4. Этюды к седьмому разделу
1
Наша жизнь по большей части проистекает в образах и смыслах филической души. Само вдохновение жизнью – филического происхождения. Наиболее ярко и пылко люди живут чувствами филической души, в творческой воле.
Человек – существо филическое, а затем уже природное. Все его представления об обществе, себе, искусстве, мире, Боге и все его практики – всё филическое. Человек остается природным существом как бы по несчастному происхождению своей плоти. Полет души человека – это полет в разных сторонах, уголках и высях филического мира. Всё природное – и сексуальное и гастрономическое – извращено в нем филическим.
Животное видит не то, что человек. Зрительный аппарат сообщает животному то, что ему положено знать по программе его жизнедеятельности. Животное способно получать и в себе сохранять впечатления, связанные с его событийной жизнью, и воспроизводить их, но такими, какими они получены. Не имея филической души, животное не способно создавать образы.
Человек, кроме того, что видит животное, видит образ-смысл, который он произвел из увиденного глазами и который принимает за то, что он видит. Излучение человеческих глаз отличается от исходящего от глаз животного тем, что в первом всегда высвечиваются образы-смыслы.
Само живущий и само изменяющийся образ не ограничен рамками исходного впечатления. Впечатления – фиксируются. Образ само превращаем, творчески изменяем по отношению к первоначальному впечатлению, его породившему, и предшествующему его состоянию. Из увиденного глазами человек видит, в основном, то и так, что и как переведено им в образ-смысл, с которым он способен производить всяческие действия, преобразовывать его, ставить в разные ситуации, делать с ним даже и то, чего в натуре с ним быть не может.
Человек видит не то, что есть, в том смысле, что он видит сверх того, что есть. И это «сверх того» засвечивает подлинность увиденного. Про воспринятое человеком нельзя сказать, что оно подлинно в материальном или физиологическом смысле. Из того, что человек воспринял глазами, он выделывает образ-смысл. Это и есть подлинность его видения действительности, но подлинность филическая.
Через тело человек воспринимает материальные явления и явления земной жизни и в себе превращает их в образы и смыслы. Для человека главное – образ (и смысл), а не впечатления и знаки, которые он произвольно корежит. Сами по себе знаки эти для нас не имеют смысла, мы реагируем на них в соответствии с теми смыслами, которые мы сами придаем им. Смыслы же придаем им не в той действительности, которую воспринимаем.
Для переработки в явления филического мира Природа Земли содержит бесконечно своеобразное, разное и индивидуальное. Всё это переводится во всё новые и новые образы и смыслы, наполняющие филический Космос.
Каждый человек соответственно личностным особенностям производит многообразные существа филического Космоса. Такие существа оснуют в нем вторичное околочеловеческое поле филической Жизни – и заселяют его.
Это производимое человеком и через человека вторичное филическое поле есть особый мир, жизнедействия которого продолжают разворачиваться так, как им свойственно разворачиваться в филическом мире. В этом мире образовывается аура, в которой живет филическая душа человека. Из нее она черпает ресурсы для авторской творческой воли. Творчество не может быть из ничего и ни на что. Нет образов и смыслов в околочеловеческом поле – нет и движений творческой жизни человека как таковой.
* * *
Впечатления и значения, получаемые низшей душою человека, – лишь материал для образов и смыслов филической души.
Восприятие впечатлений и значений предполагает не осмысление их, а реактивное действие. Перевод в образы и смыслы дает возможность понимать впечатления и осмыслять значения – быть человеком разумным.
Зримые предметы земной Природы в человеке порождают впечатления и значения, которые в его внутреннем мире переводятся в образы и смыслы и выносятся в околочеловеческий филический мир. Как они соотносятся со своими первоисточниками?
Сказать, что образ есть то же самое, что его земной оригинал, мы не можем, так как оригинал – в материальном мире, а образ – в мире филическом. По этой же причине образ не есть отражение, копия, дубликат объектов материального мира. Явления и существа одного существования не могут быть копиями или дубликатами явлений и существ другого существования и потому, что они самобытийственны, и потому, что живут разного рода жизнью в разных мирах.
Создаваемые человеком образы и смыслы, будучи явлениями филического мира, суть филические аналоги тех явлений и предметов внешнего человеку мира, от которых они выведены. Эти филические аналоги не двойники подлинников, а филические двойники оригиналов, бытующих в ином существовании.
Предмет дает отражение в зеркале или на гладкой поверхности. Это отражение осмысливалось со времен Сократа. Но филический двойник – не отражение, а явление филической жизни или живое самобытно живущее филическое существо.
Нормальное существование филического Космоса таково, что в нем (с помощью человека или без его помощи) создаются филические существа. Филическое существо – не подлинный двойник (не дубликат, существующий в том мире, в котором и его подлинник), а аналог материальной или филиоматериальной реальности в иллюзорной отделенности филической реальности.
Филическое существо не обязательно имеет свой подлинник. Он лишь является в образе земной действительности, но ей не принадлежит. Он – не проекция, не отражение, не дубликат, не копия. Если бы увиденный во сне филический двойник встретился в земной действительности, то это существо земной действительности можно было признать за филический аналог виденного во сне.
Филические существа-аналоги суть живые филические существа. Они – одна из форм и способ существования обитателей филических миров. Они – мнимые в отношении земной действительности, объектов, лиц, явлений, процессов, с точки зрения человеческого восприятия земной действительности. Они пользуют образы земной действительности. Они могут быть близки тому или иному оригиналу, но никогда не копируют его.
Сферу обитания филических существ-аналогов мы в нулевом чтении назвали миром филических двойников. Человек испускает в мир филических двойников не дубликаты воспринятого и пережитого им, а самобытийственные филические существа, способные к саможизни, и к самоорганизации, и импровизации в ней.
Мир филических двойников не менее разнообразен, чем земная Природа. В нем, по-видимому, много полей. Среди них и пласт Слова. Слово – особого вида филический аналог того, что оно обозначает. Слово и может описывать и выражать потому, что оно – аналог.
Язык – филическое мегасущество, состоящее из филических существ слова, обитающих рядом с человеком и на человеческом существовании и развивающихся по законам становления и развития филических живых существ. Отношение к Языку как к саморазворачивающемуся живому филическому существу – не в фигуральном, а в номинальном смысле – чрезвычайно продуктивно.
Мир Языка существует вместе с человеческим миром. Возможность языкового говорения дана человеку из него, да так, что назвать значит понять.
Язык сам по себе – филическое явление. Символ буквы или иероглиф – филическое явление. Язык для не знающего его воспринимается как невнятный и сумбурный набор звуков. Язык обретает смысл для посвященных в работу филической действительности Языка.
Разнообразные явления внутреннего мира человека и окружающего его мира запечатлены в филической жизни Языка – в существовании словесных символов, обозначений, понятий, отвлеченных смыслов. Слово, в некотором смысле, это взаиможизнь и результат взаиможизни земного и филического.
Нет человека без Языка. Для претворения Языка в Речь (даже «кликовую») необходима чисто человеческая потребность интерфилического общения и единения, то есть действующая филическая душа.
Слово – выражение существ филического мира. Речь – говорящий мир филических двойников.
Я вам объясняю что-то, и от этого что-то возникает и проходит «перед вашими глазами». Какими «глазами»? Вовсе не тем органом чувств, который видит вокруг себя. Глаза эти видят «в себе», они – органы филического чувства жизни, чувства себя филически живущим. Слово, как говорят, есть произносимая сущность предмета, но это – его филическая сущность, сущность, переведенная в соответствующее поле филической жизни.
Человек живет в филической реальности Языка столь же насыщенно, что и в земной реальности; а то и больше. И это не искусственная, а другая и столь же законная его жизнь.
Слово необходимо для авторской и глубинной картины Произведения жизни человека. Как желудок осваивает пищу, впуская питательные вещества в организм, так и Язык вырабатывает питательные вещества филической души для Произведения жизни человека. Произведение жизни человека варится в соках Языка.
2
Человек, выставляя себя напоказ, почитает себя таким, каким выставляет. Откуда эта в полном смысле чудесная человеческая способность представляться не таким, каков есть и, чаще всего, каким быть не можешь, а то и таким, какого не бывает среди людей?
Это выставление себя таким, каким не являешься, но каким хочешь представляться, становится возможным благодаря внутридушевной потребности человека жить филическим двойником, как в самом себе или с самим собой.
Чудо не только в том, что человек умеет выставлять себя не таким, каков есть, а то, как он, подобно самому талантливому актеру, умеет искусно перевоплощаться в не-в-себя.
Что происходит в зрительном зале со взрослыми людьми, в другое время вовсе не готовыми сопереживать друг другу? Что за чудо? Что они Гекубе, что им Гекуба? Отчего они вдруг преображаются и с широко распахнутыми детскими лицами внимают тому, что происходит на сцене? Что за гипнотическая сила исходит на них со сцены?
Актеры на сцене и зрители в зале обитают не в реальной жизни. Сценическое действие переводит течение внутреннего мира человека в режим филического двойника. Ребенка потому и нельзя переиграть актеру, что ребенок свободно и постоянно живет жизнью филического двойника, актер же не без усилий и на время переключается на жизнь филического двойника. С раскрытием занавеса между зрительным залом и сценой образуется общее поле, в котором совместно живут личные филические двойники зрителей и актеров.
То же самое происходит от культового художества в храмах.
* * *
Психология не без оснований утверждает, что в человеке культуры нет единства с самим собой. Но это не конфликт индивидуального и всеобщего (общеприродного), как иногда объясняют, а два существования, человеческое и филических двойников, две разные жизни, которые по самобытийственности разворачиваются каждая по-своему.
Животная личностность человека живет автоматически в созданном психофизиологическом поле первого этажа Метаструктуры. Филической душе негде жить. Поэт, писатель, музыкант, художник, скульптор, философ (да и ученый) – делатели сферы, в которой может обитать филическая душа. Они создают поле творческой жизни для филической души и потому так ценимы и необходимы.
Поэт или композитор переводит переживаемую им земную действительность в другую, в другой ряд жизни – скажем, музыкальных звукосочетаний или поэтических словосочетаний. Но поэзия или музыка зеркально не передает нашу действительность. Они ее иначе высвечивают.
Ровно то же можно сказать и о поле филических двойников человека, с той разницей, что поэтическое или музыкальное побуждаются действительностью, а течение жизни в поле филических двойников опережает действительность человеческой жизни, во всяком случае, не следует за ней, не только выражает, но и создает ее.
Художник не смог бы создавать свою филическую действительность, если бы не существовало поля филических двойников и собственно человеческой жизни и если бы язык выражения, которым он пользуется, не был бы явлением филического поля Языка.
Мир филических двойников непосредственно выявляет себя в человеческом мире через искусство; вернее, через людей искусства. Человек искусства испытывает особое давление мира филических двойников, требующих реализации через выход в мир людей, и стремится удовлетворить это давление. Человек искусства творит не потому, что ему есть, что сказать людям, что в нем есть то богатство, которое нельзя держать в себе, а из-за потребности создавать в образах и смыслах. В общем случае человек искусства – проводник филических существ-аналогов в наш мир. Или создатель колодца в мир филических двойников.
Портрет – откровенный филический аналог изображенного лица. Искусство – мир филических двойников в прямом действии человеческой жизни.
* * *
Филический Космос существует по своим законам. Но ему зачем-то нужно существовать в соответствии с нашим Миром. Мы знакомы с филическим Миром не самим по себе, а в качестве Мира соответственного.
Без причастности к пласту филических двойников человек ничего выдумать бы не мог и жил исключительно в «реальном» мире. Вся воспринимаемая нами действительность существует в реальности, но мы воспринимаем не столько ее, сколько ее «видимость», ее филический аналог, который так же существует в реальности, но реальности филической, без которой мы не смогли бы воспринимать извне то, что воспринимаем.
Проще всего признать то, что человек сам переводит свои впечатления в образы и воспринимает их как объекты того внешнего мира, из которых он получил эти впечатления. Но чем больше вдумываешься, тем более склоняешься к мысли, что объекты внешнего человеку мира сами по себе могут иметь свои проекции на соответствующее поле филического Космоса. Переведенное человеком в филический мир ложится (или не ложится) на существующую в филическом мире проекцию материального или филиоматериального мира.
* * *
Как интеллект (филический разум) может адекватно воспринимать и понимать материальное – то, что создано иным Разумом Мира отграниченности? Да еще и так, что, чем выше интеллект, тем полнее его понимание? Возникает предположение, что филический разум человека, изучая материальные объекты, имеет дело не с ними, а с их филическими проекциями, с их филическими аналогами. Изучая в микроскоп или телескоп физические объекты и явления, видя их, человек создает образы их и их предъявляет интеллекту на изучение. Математика и мир чисел в том числе – откровенно филические смыслы, хотя и успешно прикладываемые к существующему в мире отграниченности. То же физические, химические законы.
Умозрение, отвлечение было бы невозможно без пласта филических двойников. Умозрение основано на способности перенесения в пласт филических двойников вместе самого себя и предмета умозрения.
Человек на листе бумаге или на экране изображает им увиденное. Изображения эти суть разной степени насыщенности филические явления, которые как бы извлечены из видимых объектов, мистифицированы и манифестированы как явления чисто филической реальности. Примерно то же самое с гипостезированием отвлеченного мышления интеллекта, имеющего дело исключительно с филическими смыслами.
Ученый познал, ввел понятие в ход человеческого знания. Тем самым он ввел что-то новое в мир филических двойников. Мир филических двойников незнаком с тем, что постигает химик или генетик. И узнает это по тому, что стало известно человеку.
Наука, выявляя устройство, делая его умозримым, тем самым делает его доступным для восприятия в мире филических двойников.
* * *
Мистики разных эпох и цивилизаций толковали о Космосе как о Макрочеловеке или видели во Вселенной обиталище его. Даже если предположить, что астрологическая заданность существует благодаря существованию саможивущего Макрочеловека Вселенной и проявления его жизни как-то отражаются на жизни человека, то совершенно непонятно, каким образом взаиморасположение материальных масс в пространстве сказывается на сюжетах жизни земных существ, влияет на саму их субъективность. Представление о мире филических двойников разрешает это недоумение.
Чтобы смочь руководить человеком, объекты материального Космоса должны быть преобразованы так, чтобы смочь, по крайней мере, жить вместе с человеком человеческой жизнью, то есть иметь филическую природу, однонатуральную с филической душой человека и способную воздействовать на филиоматериальную плоть.
Для осуществления астрологического влияния на филическое и филиоматериальное, руководящие субъекты такого воздействия должны сами стать родственны руководящим началам человека – стать живыми духами, филическими существами.
Динамический образ светящихся точек и пятен на ночном Небе Земли – объект не материальной, а филической жизни. Когда этот образ обретает смысл, то он становится образом-смыслом, то есть живым, самостоятельно живущим филическим существом, небограммой звездного Неба, расцвеченным к тому же художественным и интеллектуальным творчеством человека.
Рисунок судьбы человека и его индивидуальный характер в черновом виде устанавливают не движущиеся относительно друг друга гигантские массы материи, живущие своей, не филической и не филиоматериальной жизнью, а особое филическое мегасущество. Оно – не филический аналог, а филический двойник звездного Неба над человеком.
На рисунок судьбы и индивидуальный характер человека оказывают влияние не живущие жизнью материальности планеты и созвездия, а филическая небограмма, вписанная в вид от Земли звездного Неба.
В первом приближении можно сказать, что филические двойники планет и созвездий в филическом двойнике нашей Вселенной суть живые существа, которые взаимодействуют между собой, взаимодействия их «складываются», и они совместно по заведенному порядку управляют из филического Космоса происходящим на Земле и задают параметры движений человека. Не планеты Марс или Венера задают вектор развития человека (или другого живого существа) и его натуру, а филический двойник той и другой планеты в филическом мире.
Образ Вселенной над Землей существует в филическом Космосе как живое филическое Мегасущество. Филический Космос несет образ-смысл материальной Вселенной, но именно такой, какой она видится с Земли. Земля в филическом Космосе действительно является центром, вокруг которого группируются («вращаются») филические двойники звездного Неба.
3
Филический Космос есть источник всякой жизни на земле – и природной и человеческой. К этому источнику подключена филическая душа человека, сама по себе являющаяся малым участком филического Космоса во внутреннем мире человека. Поэтому она является дополнительным источником жизни для других душ Структуры.
Природная, то есть филиоматериальная жизнь – филическая жизнь в границах материальной жизни. Жизнь каждой клетки и тела в целом невозможна без постоянного притока филической энергии в нее. Для поддержания жизнедеятельности плоти нужен приток и филиоматериальной и собственно филической энергии. Филиоматериальную энергию плоть, конечно, получает с пищей. Филическую энергию плоть получает непосредственно из филического Космоса во сне. Возможно, что базовая энергия плотской жизни, без которой не существует филиоматериальность, именно отсюда. Поток ее уменьшается к старости. Прекращение поступления ее приводит к смерти.
Низшая душа имеет свои особые каналы притока филической энергии из филического Космоса через, как говорят сведущие люди, околочеловеческое астрально-ментальное поле.
Одно из важных отличий человека от высшего животного состоит в том, что плоть и психика животного обходится только тем потоком жизненной энергии, которую получает с пищей или непосредственно из филического Космоса, человеку же этого мало, его плоти и низшей душе необходим дополнительный приток филической энергии.
Красота Природы создана не для наслаждения человека, а для добывания дополнительной филической энергии. Воспринимать красоту Природы дано только человеку, обладающему филической душой и требующему дополнительную энергию в нее. Красота Природы – от обзорных картин до красоты каждой травинки, листка, солнечного луча и прочего – естественное средство добывания филической энергии в филическую душу. Эстетические переживания суть переживания самонаполнения филической души жизнью.
Жить без влюбления человек не может. Влюбление – стандарный режим работы Структуры по совместному добыванию филической энергии. Чистое влюбление полностью переносит человека в филическую душу, словно ничего кроме нее в нем нет. Влюбленные раскрывают друг у друга двери для потоков филической любви и сообща перегоняют вихри филической энергии от одного к другому. Потоки филической любви продувают филическую душу, распирают ее и все взбаламучивают во внутреннем мире. Это ни с чем не сравнимое кружение и бурление есть острейшее филическое наслаждение, которое доступно человеку.
Человек – существо по большей части филическое. Филическая энергия как таковая – та самая жизнь, которой живет и плоть, и низшая душа, и высшая душа, и филическая душа. Филическая энергия в чистом виде – собственно человеческая, творческая энергия жизни. От поступления ее увеличивается полнота всей жизни человека.
Искусство, наука, религия – специально созданные и постоянно совершенствующиеся средства получения дополнительной филической энергии человеком. Острое наслаждение, которое испытывает человек от искусства, сродни сладостному наслаждению от переполнения энергией филической души при влюблении или созерцанию картин земной Природы.
Искусство – средство добывания человеком дополнительной филической энергии в филическую душу. Филическая энергия жизни с помощью искусства в разных ракурсах и темах потоками поступает в филическую душу, творчески или со-творчески возбуждает человека, полнит его творческой жизнью.
Художественные образы создаются для того, чтобы распахнуть филическую душу навстречу потокам филической энергии. Восприятие искусства – это своего рода откровение, прорыв своего сознания в филический мир. Через него человек добывает филическую энергию для своей жизни. Таков смысл искусства и его задача.
Интеллект сравнительно недавно разработал средство добывания филической энергии. Под интеллектуальной деятельностью мы разумеем не только труд ученых, но обучение для нужд науки и ее приложений в повседневности. Школьник, решающей задачу на уроках математики или физики, тем самым привлекает в себя филическую энергию. Токарь, по чертежу вытачивающий деталь, пользуется интеллектуальным орудием добывания филической энергии.
Филический разум через науку удобно устраивается в человеке так, чтобы явиться во всю мощь и привлечь в филическую душу потоки филической энергии. Мотив науки – обеспечить чистоту работы филического разума и получение наибольшего наслаждения от него. Филический разум европейца в Новое время обнаружил, что он может полноценно выявить себя на изучении материальности. Человек не мог упустить возможность усиления наслаждения филического разума и постарался максимально расширить его применение. В этом один из секретов бурного развития материальных наук в западном мире.
Религиозное действие, подобно культуре и науке, создает средства добывания филической энергии. Действия филической души создают специальные религиозные средства, вызывающие потоки филической энергии в нее из филического Космоса. Кроме того, в религиозности присутствует возвышенное наслаждающее чувство, схожее и с чувством влюбленности, и с восприятием искусства. Человек испытывает филический восторг от своей религиозности, и именно это делает большинство людей религиозными.
* * *
Жизнь человека можно увидеть с точки зрения притока филической энергии, ее недостачи и ее избытка. Это весьма продуктивная точка зрения, способствующая полноценному пониманию самых разных явлений человеческой жизни.
Низшая душа человека получает дополнительные потоки филической энергии из филической души, с рождения приучена к ним и без них более или менее полноценно жить не может. Она постоянно требует ее в себя и заставляет филическую душу искусственно добывать и поставлять ее ей.
Материальных отграниченных вместилищ для образования филиоматериальной жизни бесконечно много. Материи для природной жизни всегда хватит. Филиоэденская жизнь – это филическая жизнь, вмещающая в себя эденскую жизнь и образующая с ней единство филиоэденской жизни. Филических мест для филиоэденской жизни всегда не хватает.
Переизбытка филической энергии для Филиоэдена быть не может. Перенасытить филической энергией филиоэденское существо нельзя. При дефиците филической энергии филиоэденское существо ослаблено и вынуждено повышать свою жизнеспособность.
Если низшая душа человека способна сама востребовать себе филическую энергию из филической души, то филиоэденские существа, не будучи в Структуре человека, не в состоянии вытягивать сами для себя филическую энергию из человека. Ее может поставлять им сам человек. Если он ее в достатке не поставляет, то это опасно ограничивает филиоэденскую жизнь.
Для усиления притока филической энергии в себя человек создал средства добывания ее. Культура, наука и религия суть специально создаваемые человеком средства добывания дополнительной филической энергии в филическую душу для использования ее в разных душах внутреннего мира. Не так важно, какого рода филической деятельностью добывается филическая энергия во внутренний мир человека, важно, как она распределяется в нем.
Одна часть добываемой филической энергии остается в филической душе, тратится на собственно творчество, на создание новых средств добывания филической энергии или изощрение прежних. Для этого нужен и талант, и особое воспитание, и особое пристрастие к жизни филической души самой по себе.
Другая часть добываемой филической жизни попадает из филической души в низшую душу и тратится на психофизиологические и плотские нужды. Дополнительная энергия от искусства для нужд низшей души нужна в молодости (когда необходимо немереное количество), но не в старости. Разгорячать плоть и психику во второй половине жизни губительно.
Филическая энергия необходима и для жизнедействия высшей души. Но в свободном состоянии ее в высшей душе нет. Филиоэденская жизнь создается в человеке, но в ней не тратится. Искусственный приток филической энергии в филическую душу не в последнюю очередь вызван увеличением потребности в ней филиоэденского мира.
Филиоэденское существо третьего этажа гонит в навигацию прежде всего недостаток филической энергии для его филиоэденской жизни. Ее он получает через посмертную душу, напитанной филической энергией в человеческом жизнепрохождении и создающей новый филиоэденский пласт.
Уже в самом процессе добывания филической энергии культура весьма четко самоопределяется с назначением добываемой ею филической энергии. Полученная дополнительно филическая энергия распределяется в человеке непроизвольно. Художественное творчество одного рода добывает так, что добытое пользуется для нужд высшей души. Художественное творчество другого рода добывает так, что добытое используется в человеке для нужд низшей души и плоти.
Творческая духовная жизнь человека во всех ее видах (и искусства, и религии, и мысли) наращивает филиоэденскую массу высшей души. Филиоэденская жизнь высшей души вырабатывается в жизнедеятельности человека. Для этого служит и культура, и наука, и религия.
Искусство – и средство душевного общения, и средство добывания филической энергии друг от друга. Художник большой культуры создает для читателя и за читателя средства получения филической энергии для духовной (филиоэденской) жизни. Средств для такого добывания – когда это необходимо для высшей души – никогда не бывает в достатке.
Большая культура в некотором смысле производит зачатие, зачинает духовную жизнь. Когда она в загоне, тогда всякая духовная жизнь оскопляется и энергетически нищает.
Религия имеет много разных прикладных значений и ролей, но вызывается в человеческую жизнь по необходимости добывания филической энергии для филиоэденской жизни. Есть страдания духовной жизни и есть наслаждения. Осмелюсь утверждать, что наслаждение религиозностью, какой бы она ни была и во что бы она ни верила, вызвано мощными притоками разного рода филической энергии в высшую душу.
Вся религиозная деятельность переправляет филическую энергию средствами культа, молитвы, обрядов из филической души в высшую душу. Любовь к Богу основана и на Вере, и на служениях Вероисповеданию, но сама по себе есть наивысшее чувство филической любви, направляющее энергию на создание филиоэденской жизни в высшей душе и тем дарующее духовное наслаждение.
Создание филиоэденского пласта посредством посмертной души есть своего рода перевод филической энергии в филиоэденскую энергию после смерти человека.
Религия и определенный род культуры в течение жизни добывает филическую энергию, из которой в высшей душе образуется филиоэденский материал. Из этого материала посмертная душа выделывает новый пласт филиоэденского существа.
Всё по смерти распадается в человеке, кроме филиоэденского материала, который нажит в высшей душе. Это одна из основных функций высшей души. Посмертной душе приходится работать, в основном, с тем, что в течение жизни заготовлено творческой духовной жизнью. Посмертная душа обрабатывает в высшей душе филиоэденскую жизнь, наработанную в ней в процессе жизни человека.
* * *
Культура превращает идущую из филического Космоса энергию в филическую жизнь для Филиоэдена или для низшей души. Филическая энергия для питания высшей души от филической души не та, что потребна для питания низшей души. И та и другая вырабатывается творчеством филической души – культурой. Но разными культурами, разным творчеством. Продукция разная и в разные стороны.
Любое творчество, пусть творчество мечты, воспоминания, воображения или постоянное творческое проектирование предстоящих действий, любое представление, рожденное в филическом времени и предшествующее действию, всё, что номинально не входит в понятие искусства, всё это имеет необходимый для жизни человека смысл – получение в его внутренней мир филической энергии жизни из филического Космоса. Эта дополнительная энергия нужна для жизни низшей души, филической души и высшей души (ее им не хватает для жизни). Весь вопрос понять, какая куда.
Мы имеем безусловные образцы той, другой, третьей. Классическая литература второй половины ХIХ века – образец культуры для высшей души. Массовая культура, особенно музыкальная, нашего времени, горячит психику. В поэзии всех времен заметен мотив на исключительно филическую душу. Интеллектуальная деятельность, от Гегеля до Курчатова, – и на филическую, и на высшую душу. Но основной массив творчества человека не подлежит столь ясному обозначению. Это особая проблема, ее надо решать. Самой филической душе безразлично, на какой результат тратить свою филическую энергию, ей ее надо тратить. Для того чтобы человек стал тем, кем ему положено быть по Замыслу Бога, ему необходимо научиться направлять филическую энергию из филической души вверх, на высшую душу, и питать ею Филиоэден.
Человек нашего времени всё менее нуждается в культуре высшей души и всё более переполняется психической энергией от культуры иного рода. Современное западное человечество живет в условиях недостатка филиоэденской энергии в высшей душе и филиоэденском мире и переизбытка психической (филиоматериальной) энергии в низшей душе. Это опасно.
4
В жизни человеческой идет неровный процесс нарастания или накапливания живой энергии Филиоэдена, необходимой для создания в филиоэденской действительности существ нового и высшего качества.
Авторская картина – одно преображение жизни Самости. Глубинная картина – другое преображение или перетворение некоторых моментов авторской картины. В авторскую картину помещается «избранное». Из этого «избранного» в глубинную картину закладывается только то, что дает непосредственное приращение тому или иному филиоэденскому существу.
В авторскую картину входит далеко не всё, что происходит в жизни человека, но создается она всегда. Человеческая жизнь как бы местами оседает в авторскую картину. Глубинная картина создается толчками, выделывается в особые моменты создания авторской картины, в основном тогда, когда идет духовный (филиоэденский) рост.
Глубинная картина – прежде всего, картина жизни человеческого сердца в библейском смысле слова. Если человек есть работа Бога, то он живет тогда, когда совершается эта сердечная работа. Человек подлинно жив только тогда, когда в нем творится глубинная картина жизни.
Глубинная картина набирается из фрагментов, которые не являются образами и смыслами. Образы и смыслы окаймляют эти фрагменты – мощные сердечные переживания событий жизни. У таких переживаний есть память, память сердца, филиоэденская память. Заново пережитый опыт сердца входит в глубинную картину.
Глубинная картина присутствует в авторской картине хотя бы потому, что они создаются в одни и те же моменты плотского и филического времени.
Авторские производные коренного Я важны не только для создания авторской картины, но и для создания глубинной картины в творческой духовной жизни. И наоборот, все внешние движения и движения в Структуре, которые происходят в момент строительства глубинной картины, неизбежно попадают в авторскую картину.
Авторская картина в целом – всегда один узор. В этом одном узоре много разных завязей, создающих неповторяющийся орнамент глубинной картины.
Можно предположить, что не только каждое движение создания глубинной картины привязано к авторской картине, но и в целом глубинная картина привязана к авторской картине. Первая, видимо, влияет на создание второй и, главное, на смертный момент ее завершения и становления.
Далеко не всякий человек создает полноценную и значимую глубинную картину. Глубинная картина Произведения жизни должна быть целостной картиной, а не эпизодом.
Филиоэденские существа на одном и том же этаже Метаструктуры не равны друг другу. Полнота жизни, мощь и положение в филиоэденском мире в первую голову определяются по полноте, мощи создаваемой глубинными картинами. Есть более высокие (по высшему пласту, по ядру филиоэденской души) и менее высокие филиоэденские существа. Они не могут не находиться в сложных взаимоотношениях.
Филиоэденское существо третьего этажа прорастает глубинными картинами на четвертый этаж. Глубинная картина обогащает душу четвертого этажа серафа.
Глубинная картина в высшей душе не должна специально выделываться, как авторская картина. Благодаря филиоэденскому ядру она сразу же готова для включения на свое место в филиоэденском существе. В отношении глубинной картины человек создает готовый продукт четвертого этажа.
В высшей душе есть ядро, и есть оконечности ядра, созданные человеком в культурной деятельности. Филиоэденское наполнение высшей души, создаваемое соответствующего рода искусством, не распыляется по высшей душе, а сосредотачивается вокруг филиоэденского ядра.
Глубинная картина Произведения жизни создается в самом ядре, тогда как новый филоэденский пласт третьего этажа создается посмертной душой в поле высшей души вокруг ее ядра.
Глубинная картина накапливается в ядре, которое, подобно ковшу экскаватора, захватывает ее в свой ковш, выносит к филиоэденскому существу, оставляя в нем добытое им в человеке. Нельзя сказать, что она выносится из человека в Филиоэден какой-то особой силой. Такая сила не нужна, поскольку ядро исходно принадлежит человеку и его филиоэденскому существу. Глубинная картина непосредственно востребуется этим существом, растит его, как бы всплывая наверх к четвертому этажу (или на четвертом этаже). Оконечности ядра, то есть филиоэденское поле высшей души, обрабатывается по программе авторской картины и выносится в Филиоэден посмертной душой.
В навигацию ядро не выбирается филиоэденским существом, а выпускается со своим эго.
* * *
Эго всегда готово впитывать в себя индивидуальность как таковую. Оно пополняется индивидуальными чертами от взаимодействия с коренным Я и его производными. Эго впитывает свободную работу авторского Я и от его творчества, и тогда, когда оно нацелено на него в Самости, и тогда, когда оно работает в верхнем человеке, вместе с высшей душою.
Во всех направлениях свободные движения авторского Я сказываются на эго и изменяют его, вносят новые черты в его индивидуальность и обогащают. Чем мощнее свободная воля авторского Я, тем глубже и прочнее пополнения индивидуальности эго, его индивидуализация.
Авторское Я индивидуально во многом благодаря тому, что оно, будучи в паре с эго, должно соответствовать ему. Индивидуальность эго в человеческой жизни неизбежно преломляется на проявлениях его психофизиологической жизни и оформляет волю авторского Я под свою индивидуальность. Свободная воля авторского Я действует в поведении человека не сама по себе, а соответственно индивидуальности эго.
Авторское Я качественно изменяется в течение жизни и соответственно воздействует на эго, изменяя его. К концу жизни эго соответствует авторскому Я постольку, поскольку назначающая воля авторского Я смогла изнутри изменить эго, преобразовать индивидуальность эго под себя.
Эго – закваска и предпосылка индивидуальности, но сама индивидуальность человека нужна для создания индивидуальности филиоэденского существа и для самого эго в посмертном существовании.
Только индивидуальное эго жизнеспособно в посмертности.
Индивидуальность эго – ядро индивидуальности психики человека – закладывается во вновь создаваемую ветвь филиоэденской жизни. Ветвь эта в концентрированном виде несет в себе не только заложенное в авторскую картину, но и индивидуальность эго.
Те слои филиоэденского существа, которые сработаны одной посмертной душой, одним эго, родственны – благодаря эго. Филиоэденское существо несет печать индивидуальности эго во всех его навигациях, которые определяют конституцию этого существа. Последний пласт его, как бы своеобычно ни было породившее его жизнепрохождение, пусть и в чем-то противоречащее всем предшествующим, сливается с предыдущими, родственными по эго.
Эго осуществляет внутреннюю цельность филиоэденского существа, не дает ему быть набором слоев и фрагментов.
* * *
Навигация с навигацией должны соответствовать друг другу для возможности сочленения в одном и том же филиоэденском существе или серафе. Эго стремится максимально центрировать на себя движения Структуры человека и этим надежно осуществляет преемственность с предыдущими навигациями, в которых оно участвовало.
Одно и то же эго в разных навигациях, в разных наполнениях потайного двойника создает преемственность и целостность ряда человеческих навигаций и их работу на одно и то же филиоэденское существо или иной посмертный плод.
Присутствие эго в Структуре необходимо в целях сохранения преемственности и целостности ряда человеческих навигаций.
Филиоэденское существо создается в разных перевоодушевлениях с одним и тем же эго (или одними и теми же эго). Одно и то же эго раз за разом вырабатывает свою откорректированную в навигациях индивидуальность для своего филиоэденского существа и, работая в Структуре, влияет на глубинную картину.
Одно и то же эго (при всех переменах в его индивидуальности) одинаково руководит действиями посмертных душ всех навигаций, связывает навигацию и навигацию. Но не только. Присутствие одного и того же эго означает, что во всех навигациях сохраняется тот же характер противодействия духовному росту. И потому глубинные картины во всех навигациях создаются по одному рисунку и сочленяемы.
Эго в работе Структуры переносит себя в Произведение жизни (не только в авторскую картину) и тем самым оставляет себя в осуществленной индивидуальности филиоэденского существа.
Филиоэденское существо несет в себе печать эго во всех навигациях, во всех превращениях. Эго заложено в конституции филиоэденского существа.
Новый пласт филиоэденского существа родственен прежним, но с новыми изменениями в эго, связанными с работой свободной творческой воли авторского Я в новом человеческом жизнепрохождении.
Филиоэденское существо индивидуально благодаря ряду перевоодушевлений. Эго осуществляет внутреннюю цельность филиоэденского существа из наборов фрагментов, которые последовательно производят посмертные души. Каждое человеческое жизнепрохождение имеет свою партию в оркестре филиоэденского существа. Но самое последнее из них создает возмущение всего состава филиоэденского существа, которое заново проживает то, что создал человек, его Произведение жизни.
* * *
Самость сама по себе не в состоянии создать авторскую картину потому, что в человеческой жизни должна быть создана не любая авторская картина, а пригнанная к авторским картинам предшественников, обеспечивающих жизнь и рост одного и того же филиоэденского существа. Авторская картина нового Произведения жизни должна быть в комплекте, в симфоническом единстве со всеми остальными, ранее созданными авторскими картинами. Все они собираются вокруг созданного чередой глубинных картин филиоэденского ядра своего филиоэденского существа.
Эго во всех навигациях одно и то же. То, которое побывало в прежних навигациях, то и будет в последующих. Так же и филиоэденское ядро. И то и другое сохраняет преемственность навигаций, но эго по третьему этажу Метаструктры, по «плоти» филиоэденского существа, а филиоэденское ядро по четвертому этажу Метаструктуры, по «душе» серафа.
Эго и филиоэденское ядро сохраняют единство и сочетаемость филиоэденского плода по третьему этажу, сочетаемость его по четвертому этажу и сочетаемость третьего и четвертого этажей в серафе.
5
Есть такие писатели, которые высвечивают сюжетную линию повествования, в самых общих чертах намечают образы действующих лиц и их взаимоотношения, а всю остальную разработку повествования заказывают другому. Исполняющий основной объем работы специально нанятый литератор может исполнить и украсить авторскую заготовку, а может и испортить. И тогда заказчику либо приходится принимать выполненную работу как есть, либо отвергать и увольнять исполнителя.
Отношение посмертного плода и человека напоминает отношение автора и соавтора такого рода.
Человек – не автор, а соавтор своей жизни.
Свободная воля и несвободная воля человека – соавторская воля. Она делает выбор в жизни – соавторский выбор. Все, любовь и ненависть души, взлеты и падения, сюжет жизни и события жизни человека – явления соавторские, исполняющие или портящие вчерне заданное Произведение жизни.
Исполнение авторского задания заключено в целой жизни, а не в отдельном ее фрагменте или эпизоде. Взятый сам по себе отдельный эпизод либо не имеет смысла, либо имеет неопределенный смысл. Поэтому всегда работать на смыслонаполненность целого своей жизни практически невозможно. Но можно не увечить жизнь свою – всю и отдельные ее фрагменты, не совершать торкание и порчу.
* * *
Филиоэденское существо, подобно дереву, растет годовыми слоями. Но дерево с весной каждый раз оживает, проходит годовой цикл в одной и той же земной жизни. Новый слой посмертного филиоэденского плода есть результат того, что создано в человеческом существовании.
Земная Природа устроена принципиально иначе, чем филиоэденская Природа.
Земные существа получают жизненную энергию от других природных существ, растений, организмов. Филиоэденским существам также нужна «пища», но они получают ее не от непригодных для высшей души филиоэденских элементов, которые существует в общем филиоэденском поле жизни. Филиоэденский материал для посмертного плода должен быть специально изготовлен для потребления. Это и делает человек, который сам в себе создает его для того, чтобы он мог быть внедрен в филиоэденское существо.
Филиоэденское состояние не состояние передышки между человеческими существованиями. Человеческое обслуживает филиоэденское, а не наоборот. Личность человека, которую посмертная душа выносит в Филиоэден, прививается к прежде созданной личности филиоэденского существа.
Внутренний мир земного человека создан для работы, построенной на преодолениях самого себя и обстоятельств жизни, на самоотречении и борьбе. Работа эта рассчитана на преображение человека в его посмертный филиоэденский плод.
Посмертная работа, развитие ее филиоэденского плода, производится на том, что выработано земной человеческой жизнью.
Земной человек как бы пробивает туннель. В Филиоэдене этот туннель оборудуется, становится туннелем, а не отверстием в горе.
Работа филиоэденского существа в Филиоэдене – более созидание, чем отречение и борьба. Оно живет в неведомых людям условиях. У филиоэденских существ нет закупоренного внутреннего мира, не может быть и тайных помыслов.
Внутренний мир одного человека плотной броней отгорожен (или защищен?) от внутреннего мира другого. Для сообщения их нужна особая пробойная акция – Встреча. Когда внутренний мир человека исключается из Встречи, то человек гаснет, как плоть угасает от голода.
Ситуация в Филиоэдене иная. Филиоэденское существо никогда не находится одно. Оно не знает, что такое одиночество, что такое неприкосновенность своего внутреннего мира, которая так нужна людям (для создания своего Произведения жизни). Отгородить себя в Филиоэдене от «постороннего вмешательства» невозможно.
Филиоэденским существам незачем ограждаться друг от друга. В Филиоэдене одно существо в любой момент может сообщиться с другим и включиться в его жизнь. Все они живут в состоянии постоянного общения друг с другом, и чем шире это общение, тем им лучше.
Вряд ли их общение всегда благостно. Филиоэденские существа, как и люди, их породившие, не равнодостойны и не равносильны. Между ними возможны столкновения, есть и уступившие.
Филиоэденские существа друг друга не убивают, не совокупляются, не умирают. Но при этом их жизнь не праздная и статичная, а активная, рабочая, динамичная, самоцельная.
В филиоэденской Природе, как и земной Природе, возникает самодвижение (эволюция) существ со своими прелестями естественного отбора. Борьба идет, во-первых, за полноту жизни в Филиоэдене, во-вторых, за потенциал восхождения на четвертый этаж и, в-третьих, за возможность перевоодушевления в человеческую навигацию.
Сама по себе филиоэденская эволюция к посмертному плоду человека никак не ведет. Основной ресурс жизнеспособности для филиоэденского существа создает человек. Сила, напор, богатство воли филиоэденского существа закладываются в человеческой жизни, которая может создать и то, что уйдет в отброс, и то, что по неконкурентоспособности выйдет из перевоодушевления.
Филиоэденское существование спаяно с человеческим существованием. Человеческое существование для филиоэденского существа – существование в командировке, предпринятой с определенной задачей и целью. В командировке живут не так, как дома. Дом для филиоэденского существа – «там», в Метаструктуре, а не «здесь», в человеке.
Обновлено 30 июня 2025 года. По вопросам приобретения печатных изданий этих книг - k.smith@mail.ru.