И.Б.Мардов

Становление и преображение человека

Раздел 2. Общедуховная жизнь

Междусловие 2. Личнодушевное и общедушевное


1
Основатели мировых религий – не только и не столько основатели Вероисповедания, как содержания Веры и особого переживания религиозного чувства. Они создают новый тип духовной жизни. Моисей, Иисус, Магомет, Будда, Лао-Цзы создавали каждый свой, не совпадающий с уже существовавшими новый тип духовной жизни, но жизни общедуховной.
Личнодуховная жизнь – иной род духовной жизни, не на той стороне Структуры, что жизнь общедуховная. Личнодуховная жизнь, надо думать, может иметь свои типы, но она все открывается и открывается со времен Сократа, стоиков, Марка Аврелия до Паскаля, Руссо, Толстого и никак не раскроется. Многое путает философия, для которой нет типов и родов духовной жизни, а есть разные течения мысли – то, что нанесено на духовную жизнь.
Неосознанные потребности личнодуховной стороны души смутно заявили о себе совсем недавно, – когда общедуховная жизнь стала размываться и терять устойчивость. Человек нашего времени догадывается, что в его приватной духовной жизни заключены огромные невостребованные возможности и вот-вот настанет пора, когда они реализуются. Личная духовная жизнь стремится наравне с общедуховной стать правящим началом жизни. Все более и более ударение духовной жизни перемещается с общедуховной стороны на личнодуховную. Уже возможно стало признать и увидеть самодеятельность двигателя личной духовной сферы.
Учение личнодуховной жизни имеет своего непосредственного адресата. Более всего оно нужно тем особого рода одухотворенным людям, для которых любого рода конфессиональная или сектантская религиозная жизнь неприемлема или недоступна – именно потому, что они люди не общедуховной, а приватной духовной жизни. Людей этих становится все больше, они стремятся жить активной и полноценной духовной жизнью, но та духовная жизнь, которая нужна и доступна им, еще не осмыслена. Сегодня многие из тех, кто считает себя конфессиональными людьми, живут преимущественно личной духовной жизнью.
Общедуховная конфессиональная религиозная жизнь – не единственно возможная и законная. Она – одна из сторон духовной жизни человека. Другая сторона духовной жизни человека, столько же значимая, достойная и полноценная, есть жизнь личная духовная.
Первейшая задача общедуховной жизни в том, чтобы делать то, что должно, что человек принял в качестве должного. Задача личнодуховной жизни в том, чтобы разобраться в самом в себе, уяснить установки самопревращения в человека высшего состояния сознания, на основании которых вводится должное. Установки эти надо открыть, осознать, принять на вооружение и только потом действовать.
Всякое религиозно-нравственное учение выставляет в качестве образца некоторое высшее состояние души и учит достижению его. Это может быть то или иное состояние святости, праведности, просветленности, веронаполненности, исполняемости и прочее. Достоинство человека внутри религиозной сплоченности, в общедуховности, определяется по достигнутой им ступени на пути к заданному совершенству. Чем выше ступень, тем выше достоинство человека. По учению о личной духовной жизни это не так.
"Ни одно состояние по этому учению, – пишет Толстой, – не может быть выше или ниже другого. Всякое состояние по этому учению есть только известная, сама по себе безразличная ступень к недостижимому совершенству и потому само по себе не составляет ни большей, ни меньшей степени жизни. Увеличение жизни по этому учению есть только ускорение движения к совершенству… И потому-то для этого учения не может быть правил, обязательных для исполнения. Человек, стоящий на низшей ступени, подвигаясь к совершенству, живет нравственнее, лучше, более исполняет учение, чем человек, стоящий на гораздо более высокой ступени нравственности, но не подвигающийся к совершенству» (28. 79).
Понятно, что никакая общедуховная жизнь не может строиться на таких устоях.
"Большее или меньшее благо человека зависит по этому учению не от той степени совершенства, до которого он достигает, а от большего или меньшего ускорения движения"(28.41), то есть ускорения духовного роста. В личной духовной жизни важна сама по себе скорость духовного роста, нацеленного не на "большое", не на со-стояние, а на "всё большее и большее", на ускорение движения, ибо только ускорение духовного роста дает человеку "увеличение жизни". На этом тезисе, как было сказано выше, выстраивается учение о Пути восхождения.
Динамика духовных процессов важна и для общедуховной и для личной духовной жизни. Но для личнодуховной жизни только она и важна. Личная духовная жизнь есть процесс все большего и большего оживления, проявления и роста высшей души и серафа в ней. Нет этого процесса, нет и личной духовной жизни.
Личнодуховный рост – не улучшение уже имеющихся качеств, не совершенствование данных свойств и способностей души и не обогащение дополнительно обретенными свойствами и талантами. Основной критерий и основное достижение личнодуховного роста – "увеличение жизни", приращение жизненаполненности серафической личности, наполнение ее высшей, чем та, которая есть, жизненностью и разумностью. В акте личнодуховного роста серафическая личность становится выше и глубже себя самойо, добывая в себе до того ей неведомые глубинные пласты жизни и разума. Такого рода скачок на более высокую степень одушевленности, духовной полноценности и свободы означает преображение (и, значит, отмену) уже устоявшейся, неподвижной душевной жизни.
Рост – один из основных мотивов человеческой жизни. Мотив личной духовной жизни – ускорение духовного роста. Мотив общедуховной жизни – создание, укрепление, консервирование созданного (на любой достигнутой ступени создавания) и упрочение его.
Установка на ускорение духовного роста в личнодуховной жизни соответствует установке общедуховной жизни на консерватизм. Это, разумеется, не означает, что общедуховная жизнь не изменяется в исторической перспективе. Общая душа развивается, взвешивая каждый шаг, осторожно, сознавая меру ответственности за надвигающиеся изменения. Историческая катастрофа нарушает такой ход и рушит Общую душу. Установка на консерватизм предполагает большую устойчивость при исторических испытаниях Общей души на прочность.
В личнодуховной жизни нет той опоры, того многовекового настоя, той определенности и авторитетности, которые обеспечивают надежность общедуховной жизни. Броски личнодуховной жизни обычно неожиданны, непредсказуемы, необоснованны и в этом смысле таинственны.
В резервуаре общедуховности все готово для жизни каждого. Человеку остается брать из этого резервуара для достижения того, что достигалось до него и будет достигаться после него. Тут всё зависит от возможностей данной души, ее целенаправленных усилий и предоставленных ей условий. В результате же броска личнодуховного роста в душе что-то "рождается" – потому и рождается (а не просто обретается), что это то, чего еще не было и что одними своими потугами произвести нельзя. Личнодуховный человек должен всегда находиться в готовности, в рабочем, "рожающем" состоянии; а что из этого выйдет, то выйдет.
Общедуховная жизнь в значительной мере обращена в прошлое, к истокам традиции, и в будущее, к осуществлению чаемого. Личная духовная жизнь проистекает, и проистекает только в минуту настоящего. Прошлое в ней имеет значение следа в настоящем, будущее значения не имеет, так как не будущее устанавливает в ней направление движения. Личная духовная жизнь вдохновляется не грядущим, а нынешним, направлена так и туда, куда в минуту настоящего зовет путеустанавливающее чувство себя заданного, в совершенстве выраженного.
Личная духовная жизнь движется не от подлинника к подобию и не от подобия к подобию, а к тому, кого не было и не будет, кто есть сейчас в чувстве провидения себя должного.
В общедуховной жизни Идеал принципиально достижим, а иногда и обязательно достижим – чрезвычайными ли усилиями человека или по дару свыше. Личнодуховная жизнь стремится к принципиально недостижимому Идеалу, необходимому в качестве двигателя духовного роста.
Общедуховная жизнь стремится к спокойствию, воспринимает спокойствие души благом. Душевное спокойствие одна из основных ценностей общедуховной жизни. Душевное спокойствие для личнодуховной жизни это в лучшем случае передышка трудов роста, отдых и никак не может быть ее задачей, ее благом или ее знаком.
Личная духовная жизнь по большей части проявляется в борьбе и преодолении. Просто так, без дела, зрелое сознание (если оно не фикция) не вызывается.
Духовный рост личнодуховной жизни идет на преодолении «препятствий», которые во множестве поставляются жизнью. В общедуховной жизни они с порога отвергаются, их лучше бы совсем не было. Основное умение в общедуховной жизни – не допустить возникновения соблазна, выжигать его заранее. Не «управляй им», хататом, как сказал Господь Каину, а не пускай его в себя, держи дверь в душу закрытой от него.
Общедушевная сторона внутреннего мира человека с трудом выносит сомнение, незнание, поиск. Общая душа – душа поневоле твердая, и твердо верующая. Сомнения, поиски, страдания мысли, даже нерешительность и робость для личной духовной жизни естественны и составляют могущество ее жизненности.
Часто слышишь: тот-то человек живет интересной жизнью. Но интересной жизнью живет тот, кто изнутри испытывает интерес к ней. Интересная же (для самого себя) жизнь неизбежно вызывает вопросы к ней. Интерес и вопрос нерасчленимы.
Вопрошание не свойственно общедуховной жизни и в ней не приветствуется. Вопрошание – один из начатков личной духовной жизни. Вопрошание – и проявление интереса к жизни, и исходный момент духовного роста. Человек, живущей личной духовной жизнью, всегда живет жизнью интересной, вопрошающей.
Серьезные личные проблемы, поставленные жизнью перед человеком, как правило, неразрешимы. Они сами собой решаются, когда человек в духовном росте подымается на более высокую точку зрения и видит иначе, чем видел прежде. Этот подъем на более высокую точку себя достигается переходом духовного сознания с одного уровня на другой.
Выход в иные миры, в метачеловеческое состояние сознания или жизни считается в общедуховной жизни высшим достижением адепта и используется в качестве притягательной силы и как свидетельство истинности вероучения. В личнодуховной жизни действует запрет: не выходить за пределы человеческой жизни, не покидать свой пост. Иначе уничтожатся и препятствия, необходимые для духовного роста, и вместе с ними смысл личнодуховной жизни.
Общедуховная жизнь всегда стремится организовать течение жизни человека под его нужды. Личная духовная жизнь проистекает в специально никак не организованном житейском потоке. Существенным образом не изменять положение, в которое тебя поставила жизнь, – принципиальная установка личнодуховной жизни.
Cуществующую действительность с общедушевной точки зрения можно принимать или не принимать. Существующая действительность с личнодушевной точки зрения есть то, что необходимо человеку в качестве препятствий жизнепрохождения, без которых душе нельзя. Личнодушевная сторона мертва в состоянии спокойствия, которого так желает общедушевная сторона, ей нужна борьба, но это борьба не с действительностью и не за улучшение действительности, и вообще не там, где "действительность", а где то Царство Божие, которое "внутрь есть".
Сама горестная жизнь наша, со всеми страданиями и несчастиями, которые есть в ней, используется в личнодуховной жизни для дела самооживления и духовного роста. В этом не одна лишь установка на преодоление препятствий, на борьбу и движение к Царству Божьему в себе, но и центральный принцип движений личной духовной жизни. Общедушевная нравственность апофатическая, отрицательного действия, а свободно нравственные установки личнодушевной жизни положительны.
В общедуховной жизни человек осчастливлен Богом и защищен Богом. В тех религиях, которые признают Господа, считается: все по Воле Господа Бога и всё для человека, для его блага, блаженства, спасения. С личнодуховной точки зрения человек не любимое детище Господа, а работник, рабочий Господа и Его орудие, которому важны не свои блага, а только Его хозяйская воля.
Работая в личнодуховной жизни, человек должен преодолевать всевозможные препятствия. Требующие преодоления препятствия, преграды, завалы, ловушки, даже несчастные случаи необходимы для живущего личнодуховной жизнью и его работы, и потому не есть зло или есть зло предусмотренное.*) Все эти страдания рабочих мук общедушевному человеку представляются злом.
*) Другое дело, что предусмотренное зло порождает демоническое зло, уже никак не необходимое в работе и для работы человека. Есть самодвижение предусмотренного зла. И это особенно видно в общедушевной жизни.
Общедуховность диктует чувство долга, моральной ответственности. Личная духовная жизнь озарена свободным нравственным чувством, нравственной интуицией, выражающей активную свободу души, а не ее этическую подотчетность. Свободное нравственное чувство не бывает ригорично, ибо оно основано не на непреклонности, как общедушевное моральное сознание, а на Идеале и Искренности. Искренность, еще и с этой стороны, есть необходимое условие полноценности личной духовной жизни. Искренность в личной духовной жизни столь же могучая осуществляющая сила, что и разум. Особое одухотворение духом честности и искренности в личнодуховной жизни происходит само собой.
Этические установки – правила, установленные Общей душою на своем поле. Моральное чувство – несвободное переживание, основанное на чувстве жизни высшей души на общедушевной строне Структуры. Это то, что в данное время Общей душой принимается за нравственную норму, что позиционируется хорошим и дурным, добрым и злым. Этические установки и моральное чувство призваны обуздывать воления нижнего человека Структуры – скажем, его эгоистические (в смысле, противообщественные) устремления.
Свободное нравственное чувство – это свободное волевое проявление «своей истины» и «своего вѝдения жизни» в личнодуховной жизни. В отличие от общедушевной жизни в личной духовной жизни нет определенных правил или заповедей, устанавливающих исполнение. Всё зависит от уровня духовного сознания человека. Нравственная высота, соответствующая данному уровню духовного сознания, выявляется не столько высшим или низшим пределом возможностей свободной нравственной воли человека, сколько тем "максимальным нижним пределом, ниже которого вполне возможно не спускаться" ему – то, что данный человек по его уровню сознания «имеет полную возможность уже не делать» (Толстой, 27.280). Это своя, личная, установленная в себе и только на ныне переживаемый этап собственной жизни заповедь.
Общедушевный человек стремится уяснить положительные и отрицательные житейские и общедушевные качества людей и по ним определять достоинства каждого из них. Достоинство каждого человека в общедушевности определяется в сравнении с другими людьми.
Достоинство человека личнодуховной жизни никак не в сравнении с другими людьми, а в том, каков он в отношении самого себя, в сравнении с таким собою, каким он обещал стать и должен был бы стать: ниже ли он себя, равен ли себе или, редкий случай, выше самого себя.
Общедуховный человек чувствует ответственность перед Кем-то или кем-то над собой. Личнодуховной человек сознает ответственность в себе, перед кем-то в себе.
Общедуховная жизнь красна самопожертвованием, обычно связанным с подвигом или восторженным стремлением к нему. Высший акт личной духовной жизни – самоотречение, но не самоотрицание, не аскетизм, не жертва своим или собою, не гибель того, от чего отрекаешься, и даже не умаление силы. Для самоотречения в личной духовной жизни ничего подавлять в себе не нужно. Самоотречение есть внутреннее отречение от продолжающей активно жить Самости и, в отличие от самопожертвования, не совершается волевым актом, а добывается в результате долгого и напряженного пути духовного роста.
Потребность самоосмысления в процессе общедушевной жизни значительно слабее, чем в личной душевной жизни. Жизнь в общедушевном потоке куда более "бессознательна» и более склонна руководствоваться общими всем чувствами. В личной душевной жизни человек постоянно стремится осознать себя. Самостоятельность и самостояние для личной духовной жизни суть родовые признаки, достоинство которых есть показатель ее достоинства.
Духовная свобода в общедуховной жизни это свобода выбора духовной подвластности. Свобода в личнодуховной жизни предполагает наличие в высшей душе назначающей воли серафического Я, действующей по установкам «своей истины» и «своего вѝдения жизни».
В личной духовной жизни нет и не может быть религиозного культа и его служителей. Личная духовная жизнь существует только тогда, когда в человеке образовалась непосредственно действующая связь с так и или иначе заявившем о себе "Богом своим" и только в силу этой связи. Общедуховная жизнь проистекает так и в такой связи с объектом религиозных переживаний, что между человеком и Всевышним оказывается неизбежным явное или неявное "посредничество». Посредничество клира столь же законно в общедуховной сфере, сколь не нужно и невозможно в сфере личнодуховной.
Общая душа включает в себя и одностадийных людей, и мнимодушевных, и двустадийных разного рода, готова, хотя с подозрением и опаской, принять трехстадийного, особенно если он обслуживает ее или делает вид, что обслуживает. Но на высотах личнодуховной жизни человек не принадлежит общедуховной жизни и высказывается независимо от ее установок. Для общедуховности он – еретик. Еретиками современниками воспринимался и Иисус, и Будда, и Толстой, и родоначальник хасидизма Бешт и многие другие.
*)Недаром монастырскую жизнь Толстой называл – "духовным сибаритством"(51.23).
*)Психологи и психиатры, ликвидируя те душевные проблемы, с которыми приходят к ним люди, тем самым удовлетворяют духовную слабость общедушевного человека, из-за которой он желает уничтожить препятствие, а не преодолеть его, не выработать его своими духовными и волевыми усилиями.

2
Осознание противоречий между личнодуховной и общедуховной жизнью важно для общей ориентированности человека в своей внутренней жизни и для уяснения Источников той и другой.
Власть – явление общедушевное. Даже самого сознания власти и подвластности нет и быть не может в личнодуховной жизни. Серафу не нужно принудительно внедрять себя во внутренний мир человека, так как человек сам ищет вместить серафа в себя, осуществить его в себе.
В Структуре человека нет инстанции духовной власти, а есть сознание коренного Я. Сознание коренного Я используется в главенствующей духовной жизни человека, в его общедуховной жизни. Вера, на которой строится общедуховная жизнь, не инстанция Структуры, а одно из чувств коренного Я (базовых чувств человека) в его отношении к Я-Подлиннику.
Если основной деятель личнодуховной жизни – серафическое Я (в сочленении с производными коренного Я), то основной деятель той общедуховной жизни, которую мы знаем, – коренное Я и только коренное Я.
Общедуховное религиозное чувство устанавливается и формируется Верой. Общедуховная жизнь держится на приверженности и непреклонности, устанавливаемой верой-доверием. В личной духовной жизни нет вопроса приверженности вере – есть вопрос мнимости душевной жизни и ее подлинности, душевного лицемерия и искренности. Неискренний человек не способен на личную духовную жизнь так же, как неверующий не способен на жизнь общедуховную.
Общая душа совершенно равнодушна к истине. Отдельные положения, взятые ею на вооружение, могут оказаться истинными, но она сама не стремится к истине и воспринимает ее, только если она сочетается с ей необходимыми основаниями. Для общедуховной жизни прежде всего важна чистота общедуховной жизни, настоенная на верности и утверждающая ее. Вместо истины в Общей душе правит верность – верность Вере, общедуховным устоям и установкам.
Вероисповедание – позиция Общей души по основным вопросам жизни, а не ее «своя истина». Нет общедушевной истины, есть общедуховная позиция, принятая в качестве истины той или иной группой Общих душ по тому или иному основному вопросу человеческой жизни. Каждая из этих позиций опирается на установки общедушевности, необходимые для конкретного общедуховного существования, даже определяет его, гарантирует его устойчивость, жизнеспособность, отлично знает, что есть общедушевное зло и добро, но принципиально равнодушна к истине в личнодушевном смысле.
Вера, какая бы она ни была – всегда истинная, в том смысле, что снимает вопрос истинности и неистинности, и быть иной – неистинной – не может. Понятие истинности к Вере неприменимо. Как и понятие общедуховной Веры неприменимо к достоверности в личнодуховном смысле.
На личнодуховной стороне Структуры высшая душа обладает не просто разумом-мудростью, а откровениями разума – у нее свои откровения разума, быть может и не новые в истории мудрости человеческой, но новые для себя, для своей высшей души. Высшая душа работает разумом, когда в ней рождается «своя истина» и происходит рост ее.
Под истиной мы разумеем не то, что объективно доказано, не научную истину, а достоверное решение основных вопросов жизни человека как такового: ее цели, ее смысла, посмертной участи, ее ценностей. Истины – это ответы на вопросы о жизни и смерти отдельного человека по взгляду с личнодушевной стороны Структуры.
Всякое общедуховное учение несет своеобычную мудрость общедушевного состояния жизни определенных Общих душ и их духовной Власти. И потому с общедушевной точки зрения истина есть то, что провозглашено в таком качестве вероисповеданием или, на худой конец, объективно доказано. С личнодуховной точки зрения истина есть элемент собственного духовного сознания; это – "своя истина", личная разумность, мудрость своего сердца. «Своя истина» это не то, во что верят, и не то, что доказано, а продукт одного из бросков духовного сознания. Из таких высших моментов складывается духовная картина жизни человека.
"Своя истина" есть та или иная степень проявления духовного сознания и обретается человеком не благодаря доказательствам, доверию к ней или общей уверенности в ней, как истина общедуховная, а благодаря ее личностной состоятельности, достоверности и внутренней убедительности. "Своя истина" все более рождается в душе вместе с «Богом своим». "Рождение" это происходит не по одному хотению человека, а по мере его духовного роста и созревания в нем серафа.
Чем дольше человек живет личнодуховной жизнью, тем больше постигает; чем больше постигает, тем полнее ему раскрывается его незнание. Что-то из незнаемого он надеется и силится узнать, что-то ему пока (или вообще?) знать не дано, но знать нужно, ибо без такого знания нет картины общего знания, без которого то знание, которое есть у него, обесценивается. И вот вместо этого крайне важного и нужного знания (условно: знания последних вещей) путевой человек выбирает то решение незнаемого, которое более всего ему по душе, и говорит: «Я верю в это». Он верит в то, что еще не знает или что не может знать. Такова личнодуховная вера, которая вместо личного знания и всегда на концах его. Живя личнодуховной жизнью, человек непременно стремится перевести свою веру в свое знание, сделать свою веру «своей истиной».
Нельзя ждать от общедуховной Веры истинности личнодуховной жизни. А от истинности – Веры в общедуховном смысле.
Исповедание (общедуховное сознание) и истинность (личнодуховное сознание) принадлежат двум разным сторонам духовной жизни. Место «своей истины» личнодуховной жизни в общедуховной жизни в какой-то мере занимает единое для всего народа Исповедание. В Структуре человека есть области, в которых Исповедание не применимо, и есть области, для которых оно законно и применимо.
Не в том дело, что Вера не есть Истина, а в том, что Вера не предполагает истинность и не нуждается в ней. Серафическое Я не знает Веры в качестве своего чувства жизни. Вера – чувство жизни коренного Я, а Истина («своя истина» и через нее истина сама по себе) добывается серафическим Я. Они – от разных Источников.

* * *
Высшая точка общедуховной жизни – точка наивысшей духовной чистоты – выражается в образе святости, свойственном данной Обшей душе. Мир молитвы – это мир общения с Господом по каналу Богоподобия. Путь святости – это путь подъема по каналу Богоподобия.
«Я» святого куда выше всякого человеческого «Я» на лестнице Богоподобия. Святой тот, кто максимально высоко поднялся по лестнице Богоподобия. Образ святого в совершенстве выражает общедуховную производную коренного Я – Я-МЫ Общей души.
В каждой Общей душе есть свои общедуховные святые. Общедуховная жизнь выражена в специфических для каждого народа ликах святости и образах одухотворенности. Систематизировать общедуховную жизнь легче всего, изучив виды святости человечества – общепризнанные и мало признанные, признанные отдельными людьми и те, которые еще ясно не обозначили себя в мире людей. Эти лики и образы столь различны в человечестве, что не признают и не узнают друг друга. Общедуховная жизнь своеобычна, затенена и видна только изнутри.
Обладающая вековым опытом восхождения к святости (как бы ни понималась эта святость) общедуховная жизнь разрабатывает возможность восхождения коренного Я, его стратегию, методику и тактику. Способы не бесконечны, но разнообразны. Человек находит разные стези восхождения коренного Я, опираясь на возможности преображения внутреннего мира, исходящие от разных инстанций Структуры.
Святой – человек высшего Богоподобия. Его коренное Я обретает силу Подлинника, не доступную другим людям. Эта сила способна преобразовывать эго (да так, как ни само по себе эго произвести в себе не может, не может в нем и авторское Я) и преображать плоть. Представления о мощах святого имеют веские основания.
Канал Богоподобия – канал общедушевной святости, праведности, молитвенности, веронаполненности и пр., но не восхождения личнодуховной жизни. Канал этот не для восхождения к вершине серафического Я, а для восхождения Я-подобия к Я-Подлинника, к вершине святости.
Святой может быть человеком пробужденного сознания, но значимость его для Общей души не в этом, не в вершине его серафического Я, а в вершине его коренного Я на канале Богоподобия.
Святость – не состояние серафического Я в человеке, а вершинное состояние коренного Я человека как такового.
Сознание серафического Я как бы проявляется, а не становится более подлинным, как коренное Я.
Святой – человек, в котором коренное Я, находясь на высшей точке подъема по каналу Богоподобия, накрыло все три души Структуры; но при этом святой не обязательно проходит Путь восхождения и не обладает духовным Я.
Святой – человек совершенный, такой же, как любой другой, но совершенный, вернее, идущий к совершенству как к своему Подлиннику. Святость – совершенство духовной чистоты в мире людей. Человек на вершинах Пути – это человек новорожденный, ищущий духовного рождения, за которым неведомо, что следует, следует не в мире людей.
Восхождение коренного Я по каналу Богоподобия прирожденно человеку и дает ему ни с чем не сравнимое духовное удовлетворение. Личнодуховное серафическое Я не прирожденно человеку. У человека как такового нет потребности путевого восхождения. По одному этому личнодуховная жизнь элитарна.

* * *
Высшее состояние личнодуховной жизни это состояние наибольшего ускорения духовного роста. Высшее состояние общедуховной жизни это со-стояние святости, передающее дух нации. Святой – человек, достигший некого состояния, которое в качестве высшего постулируется в данной конфессии. Здесь не Путь (тем более, Путь нормативный), а много путей разных и каким угодно образом, необязательно духовным ростом, можно и тренингом, дрессурой даже, приемами психотехники и прочее.
В отличие от молитвы общедуховной жизни, молитва в личной духовной жизни не просьба, не "мольба" и не воспевание и не может быть приурочена к определенному часу, дню и месту, а совершается только в минуты духовного подъема. Молитва в общедуховном смысле способна облегчить Путепрохождение и самовыявление серафического Я. Но и восхождение по каналу Богоподобия совсем без движений по Пути (скажем для душевно нерожденного) невозможно. Не думаю, что общедуховный рост (рост коренного Я) может происходить совсем без личнодуховного роста (роста серафического Я). И наоборот. И все же одно восхождение жестко не связано с другим восхождением. Это разные каналы, различные восхождения и в разных направлениях.
Одно направление духовной жизни человека связано с его коренным Я. Такая жизнь представлена общедуховной жизнью. Восхождение общедуховной жизни – продвижение Я-подобия к Я-Подлиннику.
Другое направление духовной жизни связано с серафическим Я. Эта жизнь представлена личнодуховной жизнью. Рост личнодуховной жизни – Путь восхождения серафического Я к его вершинам.
Личнодуховная жизнь, основанная на серафическом Я, работает на преодолении препятствий, создаваемых производными коренного Я в разных сторонах Структуры. Серафическое Я использует производные коренного Я как точку приложения своего жизнедействия, как нечто себе противоположное, даже чуждое.
Личнодуховное и общедуховное – разнородные начала, включенные в Структуру для совместного действия (работы) и сталкивающиеся между собой в рамках совместного формирования Произведения жизни.

3
Основное различие между общедуховной (такой, какая есть) и личнодуховной жизнью в том, что первая построена исключительно на коренном Я, на его производных и его базовых чувствах-сознаниях, а личнодуховная жизнь – на серафическом Я.
Между установкой на движения общедуховной жизни от коренного Я и установкой на движения личнодушевной жизни от серафического Я совпадений почти нет, между ними существуют глубинные, неустранимые противоречия, вплоть до взаимоисключающих. К тому же эти две параллельные практики духовной жизни человека могут не пересекаться в нем, существовать друг без друга.
Могут ли параллельные и столь противоречивые установки жизнепрохождения и жизнесознания по всему фронту духовной жизни человека иметь один и тот же Источник? Едва ли. У каждого из них свое духовное Солнце, каждое происходит от своего Источника и восходит к Нему.
Общедуховное и личнодуховное – две разные стороны Структуры человека, две духовные жизни с двумя верхними действующими Лицами.
В человеке или через человека встречаются Лицом Друг к Другу Я-Подлинник и Я-Другого.
Одно Лицо и Другое Лицо сходятся вместе на столбовом пути. В этом их схождении все и дело.
Столбовой путь (только и ведущий к духовному рождению) всегда совместная и личнодуховная, и общедуховная жизнь.
Для столбового пути необходимо продвижение по лестнице Богоподобия, но прямого восхождения коренного Я к Лику нет. И коренное Я и серафическое Я на своих Путях и совместно восходят к духовному Лику.
Духовное рождение, рождение духовного Я, происходит вместе на вершинах личнодуховной и вершинах общедуховной стороны Структуры.
Только духовнорожденный человек способен окончательно узреть, откуда исходит его духовное Я.

* * *
В вершинном смысле, на свободном пути, личнодуховное и общедуховное, несомненно, гармонично сочетаются. Но в повседневной практике они противоречивы, сочетаются трудно и сложно. Одни из нас живут личнодуховной жизнью без или не без общедуховной, другие общедуховной с элементами личнодуховной или без оных.
Сказать, что личнодуховное и общедуховное окончательно разведены, нельзя. Душевное рождение мощно поддерживает общедуховную жизнь и делает ее полноценной. И личностнорожденный вполне может вписаться в общедуховность, но может и не вписаться. Определенное и драматическое расхождение начинается с третьей стадии. Путевая трехстадийность совсем не свойственна нынешнему уровню состояния духовной жизни и составляет редкое исключение.
Задача, свойственная нынешнему состоянию сознания человека, в том, чтобы создавать отдельно личнодуховную и отдельно общедуховную жизнь; создавать по отдельности: кто-то одну, кто-то другую. Признаем: есть люди личнодуховной жизни и люди общедуховной жизни.
В общедуховной жизни важно не то, что в личнодуховной, так как они основаны на разном восхождении и субъекты восхождения у них разные. Взаимопретензии их неправомерны. Общедуховность нельзя судить с точки зрения личнодуховности, и наоборот.
Личнодуховная сторона и общедуховная сторона не конкурируют в Структуре, но одна и другая не могут не сталкиваться. Люди личнодуховной жизни в прежние времена могли являть себя (и быть спокойными от угроз жизни) только в рамках того Вероисповедания и духовной Власти, под которой они жили. И пытались внедрить свои озарения и откровения в общедуховную жизнь. Личнодуховная жизнь ищет сочувствия у общедуховной.
Личнодуховная жизнь не должна активно вмешиваться в общедуховную жизнь, в том числе в межконфессиональные споры. С общедуховной стороны необходима не декларативная терпимость к личнодуховной жизни, но насколько она может позволить себе такое?
В самом по себе МЫ, как производном коренного Я, зла быть не может. В последние два века зло общедушевной жизни осмысливали и переосмысливали в разного рода властях. Это привело к учению коммунизма и анархизма. Однако зло коренится не во Власти как таковой, а в борьбе за ту или иную власть. Зло общественной жизни в ее повседневном течении – борьба за государственную Власть. Всю Историю последних веков можно описать и осмыслить как борьбу за духовную (идеологическую) власть.
В результате многие Общие души нашего времени остались совсем без духовной Власти. Создалась уникальная ситуация. Общедуховная жизнь впервые в Истории не препятствует личнодуховной жизни. Поприще для личной духовной жизни раскрыто. Нужно только, чтобы личнодуховная жизнь осознала себя и устремилась в оставленное ей русло…

Оглавление  Все книги


Обновлено 14 июля 2022 года. По вопросам приобретения печатных изданий этих книг - k.smith@mail.ru.