И.Б.Мардов

Становление и преображение человека

Раздел 6. До и после смерти

Междусловие 7. Буддийский выход

Понятие человеческого эго связано с понятием индивидуальности. Источник человеческих эго надиндивидуален.
Первоисточник эго в Структуре человека назовем Протоэго.
От Протоэго в Структуру человека включено индивидуальное эго. Протоэго – Первоисточник и Исток всех возможных человеческих эго.
Протоэго – единичное Начало, не несущее индивидуальности как таковой.
Эго – низовье Протоэго, взятое в индивидуальности.
Человеческое эго отпочковано из Первоисточника эго – Протоэго.
Протоэго, данное в человеческом эго, не утрачивает свою целостность. Можно ли полагать, что индивидуальное эго – не сторона или грань, не часть, а целое, явленное под определенным углом, в индивидуальности? Во всяком случае, Протоэго, создавая в каждом человеке свою индивидуальную производную, участвует в жизни человека собственной персоной.
Протоэго получает в человеке индивидуальность существования.
Протоэго с приходом каждого ранее не бывавшего в навигации человека индивидуально группируется, каждый раз превращается в новое индивидуальное эго, каждый раз освещается в индивидуальность, предстает в индивидуальном ракурсе.
Протоэго по-особому акцентировано в каждом человеке. Индивидуальное человеческое эго есть каждый раз уникально озвученное акцентирование Протоэго, его каждый раз новая и вновь созданная модификация.
Индивидуальное человеческое эго есть заданный ракурс Протоэго.
Протоэго в человеческом эго являет себя личностным соконструктором отдельного человека.

1
В понятии индивидуальности надо различать индивидуальность отклонений от типового и индивидуальность наложенную, дополнительно привнесенную на типовое и изменяющую его.
Первый род индивидуальности – модификация или филиация типового, не изменяющие его – индивидуальность эго вида.
Второй род индивидуальности – индивидуальность человеческого эго.
Эго вида животного не подлежит изменениям от жизнепрохождения его, хотя каждая кошка имеет свой характер, но в рамках видового типа эго. Человеческое эго меняется от навигации к навигации. Каждый человек вносит в то эго, с которым он живет, нечто новое. Человеческое эго непременно изменяемо.
На уровне Делания специфика генетического аппарата создается в соответствии и участием эго вида. Никакие мутации и внешние влияния на эго вида не сказываются. Оно неизменно в природном мире. Эго вида изменяемо только в человеке.
Можно ли говорить о эго вида человека? Я думаю, можно. Более того, в человечестве не одно эго вида. У каждой расы (или иных членений человечества) свое эго вида. Это обстоятельство наводит на мысль о том, что, во-первых, каждому человеческому эго вида может быть предложена своя задача для исполнения в Замысле и, во-вторых, каждому эго вида соответствует свое поле жизни в постчеловеческом мире.
Человеческое эго есть начало его индивидуальности как таковой потому, что оно помещено в Структуру, где действует система «Я», и изменяется под воздействием свободной воли системы «Я» Структуры. В этом смысле само эго дополнительно индивидуализируется и сохраняет индивидуальную особость. Человек наследует эго, дополнительно индивидуализированное в отношении его эго вида.
Дополнительная индивидуальность человека не от эго, хотя эго и индивидуально, а от «Я». Система «Я» обеспечивает рост индивидуальности индивидуального эго – вершит человеческую индивидуальность.
Само по себе эго не вместилище индивидуальности, не форма, не оболочка, а некий род «Я», не способный к самостоятельному росту, но способный к росту под воздействием «Я».
Эго несет индивидуальный опыт жизнедействия «Я» в Структуре человека и обеспечивает его наследование из навигации в навигацию.
Протоэго – источник всех эго вида в человеке и животном.
То, что эго изменяется под воздействием свободной воли «Я» Структуры, указывает на происхождение Протоэго от Я Господа. Протоэго, по-видимому, одно из гнезд Нулевого Лица.
Как «производная» Я-Подлинника Протоэго есть «Я» обессиленное, «Я» низшего порядка.
Протоэго должно находиться в связи с Демиургом земной Природы.

* * *
Задачи, которые задает присутствие эго в человеке, одни из самых трудных для осмысления.
Коренное Я человека – от Я-Подлинника. Эго человека – от Протоэго.
Коренное Я – подобие Я-Подлинника в человеке. Человеческое эго не подобие Протоэго, а его резидент.
Подобие – полномочный представитель Подлинника, Его заместитель. Резидент – служивый, поставленный на исполнение определенной функции, в рамках которой он только и может действовать.
Подлинник передает свои полномочия подобию. Резиденту нельзя дать или передать полномочия подобия. Резидент или агент исполняет функции, установленные пославшим его.
Коренное Я человека – новое самобытно существующее Творение, Первое Лицо, призванное создать Структуру человека. Эго – существо от Протоэго, свободно инсталлируемое в Структуру человека в постчеловеческих целях.
Эго в человеке есть предназначенный для индивидуализации резидент Протоэго. Человеческое эго, по существу своему, стремится к самоиндивидуализированности. Не индивидуализированного эго быть не может. Индивидуальность – неотъемлемая черта человеческого эго.
В Структуре человека коренное Я и эго разведены и разнесены, хотя и объединены в общем Замысле на человека и в общем действии в человеке.

* * *
Система человек-постчеловек замкнута вкруговую. В системе этой можно различить большой круг и малый круг.
Большой круг – преображение человека одной навигации в человека следующей навигации одного и того же постчеловека; это – круг перевоодушевления: Произведение жизни – посмертная душа – постчеловек – мнимый двойник – Произведение жизни следующей навигации.
Малый круг – перевоплощение эго, круг реинкарнации, сансары: эго в составе Самости – эго в посмертной душе, в рабочем состоянии – эго в постчеловеке, в отработавшем состоянии – эго в мнимом двойнике человека – и вновь эго в низшей душе и Самости.
Буддизм постулирует необходимость разрыва малого круга, круга сансары. Как и зачем?

* * *
Потрясенный страданиями человека Будда нашел метод преодоления страданий и смерти, происходящих от филиоземной жизни как таковой.
Чтобы разорвать круг реинкарнации эго, круг сансары, надо перевести Структуру в недействующее состояние: либо прекратить любые свободные движения в Структуре, либо все в ней перевести в автоматический режим. Для этого соответствующей тренировкой следует добиться стабильности жизни плоти, прекратив ее бурление, ведущее к страданиям и смерти. Необходимо также, чтобы вся психофизиологическая сфера человека работала без изменений в абсолютно самодействующем режиме, а филиоэденская сфера была бы полностью выведена из работы.
Все происходящее на стороне Встречи (столь необходимое для постчеловеческой жизни) аннулируется. Общедушевная сторона Структуры используется для создания статуса и атмосферы.
В состоянии нирваны, как известно, могут быть страдания, но нет страдающего, есть деяния, но нет того, кто их совершает, есть состояние (жизни, души), но нет того, кто стремился и достиг его. Ставится цель избавления от действия самого сознания «Я», производящего все движения (и прежде всего рабочие страдания) внутреннего мира человека. Для чего Структура вводится в состояние полной успокоенности и недвижимости, в котором Блок Управления работает абсолютно ровно, неизменяемо.
Все движения в филической душе останавливаются, филическая душа выводится из работы Структуры. Назначающая воля в Самости погашается.
Разными приемами снимается ударение Света Сознавания в низшей душе. Исполняющая воля погашается. Остается одно эго, которое начинает жить несвойственной ему жизнью в Структуре, никак не проявляя себя и своей индивидуальности.

* * *
Эго – челнок, перемещающийся из одного конца, из человеческой жизни, в другой конец, в филиоэденскую жизнь и обратно для того, чтобы растить и наполнять постчеловеческую жизнь. Человеку в религиях индуизма и буддизма надлежит вырваться из круговорота сансары, чтобы достичь состояния, при котором эго не возвращалось бы в постчеловеческий мир.
Для того чтобы разорвать круг сансары, нужно в продолжение одной человеческой жизни, – а не после смерти, после смерти поздно! – войти в такое состояние, чтобы мнимый двойник не становился рабочей посмертной душой, трудами которой строится постчеловеческий мир.
Воспрепятствовать превращению мнимого двойника в рабочую посмертную душу возможно только, если мнимому двойнику нечего будет выносить из человеческой жизни в постчеловеческий мир. Огромные специальные усилия, неимоверное напряжение воли и сознания человека в индуистских и буддистских монастырях направлены на то, чтобы не создавать Произведение жизни и, прежде всего, авторскую картину.
Практикующий буддист авторскую картину Произведения жизни не создает, и на постчеловечество не работает.
Мнимый двойник человека не превращается в посмертную душу, в дух делания филиоэденской Природы, остается, так сказать, в свободном (бездействующем) состоянии. Мы назовем его: свободный мнимый двойник.
Практика индуистских и буддистских жизнеучений направлена, во-первых, на то, чтобы погасить внутренний мир человека, дабы не создавать авторскую картину, и чтобы мнимый двойник не направлялся в постчеловека с возможностью обратного хождения в человека, а стал в высшей степени свободным и облегченным (от человеческого существования) филическим существом. Для целей буддизма необходим сам по себе мнимый двойник, незамутненный Произведением жизни человека и изъятый из Структуры человека.
Положения учения буддизма можно осмыслить с этой точки зрения.

* * *
Не поразительно ли, что одна, западная, половина человечества знает, чувствует, сознает Я Господа, а другая, восточная, половина человечества не знает, не чувствует, не сознает. Происходит это, разумеется, не по недостатку чувств и сознаний, не по недостатку взгляда, а потому, что взгляд одной обращен не туда, куда другой.
Человек работает на два фронта. У человека два фронта духовного действия.
Человек потому и человек, что способен делать свободный выбор, на каком фронте ему надлежит трудиться. Выбор фронта разделил все человечество на две части, две цивилизации.
На высших ступенях восхождения к осуществлению Замысла эти два фронта и две цивилизации совместятся, надо полагать, в единый фронт и единую цивилизацию. Но это далеко за горизонтом нашего зрения.

* * *
Загадочным образом человечество разделено на Западное человечество и Восточное человечество. Эти половины должны выполнять разные и одинаково важные задачи Божественного строительства.
Две трассы Божественного строительства – два человечества.
Запад призван взращивать не то, что Восток.
Христианский праведник, отказываясь от сторгии, совершает подвиг ради Бога. Буддийский праведник исключает сторгию из своей жизни как недолжное, обманное, препятствующее «освобождению», не заслуживающее уважения «просветленного».
Представление о высших пластах души и личной духовной жизни в индуизме и буддизме не имеет точек соприкосновения с представлениями о высшей душе и серафической жизни, о которых мы говорим.
Говоря о духовной жизни, духовном росте, духовном совершенствовании и духовном совершенстве, мы должны делать различие жизни, роста, совершенствования и совершенства в свете Будды и жизни, роста, совершенствования и совершенства в свете Подлинника и Филиоэдена.
Духовная жизнь Запада кардинально отличается от духовной жизни Востока.
Субъект духовной жизни Запада – «Я». Субъект духовной жизни Востока – эго.
Духовная жизнь Западной цивилизации нацелена на создание рабочих посмертных душ, образование постчеловеческих существ и их обогащение.
Духовная жизнь Восточной цивилизации наставлена на вычищение не обремененных авторской картиной свободных мнимых двойников из Структуры человека.
Пытающийся стать свободным мнимый двойник стремится из навигации в навигацию повысить свой статус, но не в постчеловеческом существе или постчеловеческом мире. Идеальная цель выхода его в навигацию – подняться на такую высоту, которая позволила бы эго в нем вознестись в иное поле Жизни, откуда не возвращаются в человеческий или постчеловеческий мир.

* * *
Есть два типа агапических состояний, часто неправомерно смешиваемых. Один из них назовем агапией Христа, христианской агапией, другой – агапией Будды, буддийской агапией.
Агапическая любовь по каналу Богоподобия – ко всем и каждому, ровная, без предпочтений, но в максимально возможном сострадании. Стремящийся избегать страданий избегает и сострадания. Агапическая любовь Будды, принципиально не желая различать каждого и отдельного, обходится без сострадания.
И в том и в другом случае вселенская любовь вроде бы предполагает одно и то же: любовь ко всякому и каждому, расширяемая до любви ко всему живому. Но это разное вселюбие. Первое вселюбие – горячее чувство. Второе – холодное, принципиально исключающее жар из любви.
Вселюбие в преддверии нирваны – не агапическая любовь при возвратном восхождении к Я-Подлиннику. Христианская агапия достигается при восхождении по каналу Богоподобия от коренного Я к Я-Подлиннику. Нирвана – освобождение от земных уз при переводе мнимого двойника и человеческого эго из Структуры в состояние Будды. Буддийская агапия достигается при вознесении эго в свободном мнимом двойнике в нечеловеческие и непостчеловеческие просторы жизни Будды.
Как таковая агапическая любовь возникает не иначе как от Света эденской Любви. Это значит, что эденская Обитель и ее Светы участвуют не только в филиоэденской жизни, но и в жизни Будды.

* * *
Эго испускаются в человека из Протоэго не для того, чтобы агенты Протоэго возвращались к нему обратно (да и зачем бы это?), а для целей либо дальнейшего постчеловеческого восхождения в Метаструктуре, либо восхождения к жизни Будды.
Буддисты воспринимают включение Протоэго в человеческую жизнь как незаконное пленение, от которого надо освободиться.
Буддизм, и как религия, и как философия, рисует нам земную жизнь и человека в ней так, как они видны с вершин жизни Будды. Для буддийского взгляда есть высшее состояние жизни Будды, а все остальное (и все земное, и «Я», и внутренний мир человека, и вся его страдающая жизнь) – привнесенное, ненужное, ошибка, которую следует исправлять.
Буддийский взгляд – не со стороны Источника филиоземной или филиоэденской жизни, а со стороны чужака, которому в земной жизни, на чужбине, делать нечего.

* * *
Как существо филическое, мнимый двойник и эго в нем могут обитать только в какой-либо области филической Обители.
Со свободным мнимым двойником можно совершать восхождение к жизни Будды. Освобожденный от перевоодушевления мнимый двойник уносит с собой эго в неведомый филический мир. Нирвана – состояние филической жизни, освобожденной от человеческой и постчеловеческой жизни. Ступени восхождения к нирване – по уровням филического мира. Мнимый двойник и эго в нем живут в нирване филической жизнью, удаленной и от мира создания и делания земной Природы, и от мира создания и делания филиоэденской Природы, и других филических миров, связанных с человеческим или постчеловеческим (земным и метаструктурным) существованием.
Мир нирваны – в уединении.
Блаженство нирваны испытывает мнимый двойник человека. Оно и понятно. Ничто в Структуре человека более или менее постоянно испытывать блаженство (да еще такого рода) не может, ибо всё в Структуре находится на рабочем посту.

* * *
По главному своему свойству филическая Обитель способна внедряться в другие Обители и вместе с ними образовывать Природы. В таком качестве она, видимо, нужна и Шестому Лицу.
Мнимый двойник – особое филическое существо, способное впитывать то содержание, которое в него вложат, и обладающее сознанием потенциального духа делания. Свободные мнимые двойники вряд ли утрачивают эту способность и перестают быть духами делания или их потенциями.
В свободном мнимом двойнике эго не активизировано. Свободный мнимый двойник и эго в нем находятся в потенциальном состоянии, в состоянии до востребования.
Не исключено, что разорвать круг перевоплощений эго и вывести свободный мнимый двойник из человека необходимо для того, чтобы активизировать мнимый двойник по прямому его назначению там и тогда, когда придет пора.
Напрашивается предположение, что свободный мнимый двойник и эго в нем выходят по буддийскому выходу из Структуры на стартовые позиции для того, чтобы стать духом делания иной, высшей Природы, в которой эденские Светы действуют куда активнее и мощнее, чем в филиоэденской Природе.
Дух делания может быть востребован только духом создания, которым для филиоэденской Природы является Структура человека. Духом создания иной, высшей (метафилиоэденской?) Природы может стать иная Структура, к которой приставлен мнимый двойник. И чтобы задействовать мнимый двойник в нее, эта Структура либо должна включать в себя соответствующее филическое душевное образование, либо сам мнимый двойник должен становиться в ней филической душою. Напомним, что филическую душу человек создает из мнимого двойника сам.

Оглавление  Все книги


Обновлено 14 июля 2022 года. По вопросам приобретения печатных изданий этих книг - k.smith@mail.ru.