И.Б.Мардов
Становление и преображение человека
Раздел 5. Работник и его работа
Междусловие 6. Филическое время
1
Существование представлений о времени, как и представлений о пространстве, и движении вообще, обусловлено существованием в Мире отграниченности.
В филическом Космосе – иное время и иной ход времени, который иначе воспринимается человеком.
В Структуре мы различили три основных пласта. Первый – филиоматериальный, самостный, нижнего человека. Второй – филический. Третий – филиоэденский, верхнего человека или серафической личности.
Плоть филиоматериального пласта живет в плотском времени.
Филическая душа и существа параллельных полей живут в филическом времени.
Серафическая личность, верхний человек живет в филиоэденском (серафическом) времени.
* * *
Границы в Мире отграниченности задаются пространством и временем. Время и пространство суть главные установки существования в Мире отграниченности.
Время – основополагающее свойство отграниченного и сама граница. Ход времени нашего Мира – физическое время или хронос.
Нет живого существа, которое жило бы в хроносе. Даже в Земле, как живом существе, идут внутренние процессы, своей динамикой определяющие ход времени жизни Земли. Земные существа живут не в физическом времени, а в своем, плотском времени. В этом же времени протекают и все процессы филиоматериальной Природы.
У плоти – своё исчисление времени. У каждого из нас своя разворачивающаяся длительность мгновений жизни, свое плотское время, текущее по-своему и в каждый момент различно. Само переживание длительности плотского времени изменяется в течение жизни. День в 10 и 20, в 20 и 60 лет отчётливо различается по длительности.
Плотское время не совпадает со временем физическим, но житейски может быть приурочено к нему. В отношении физического времени плотское время идёт неравномерно. Равномерностью хода физического времени каждый из нас по необходимости пользуется для отсчета изменяющейся длительности плотского времени, в котором мы живем.
От нашего появления на свет до отживания плоти нам отпущен некий запас плотской жизненности, который определяет общее плотское время земной жизни. Плотское время каждого из нас имеет свой срок, свою сумму моментов. Плотское время – это своего рода мера дистанции жизни, на которую выпущен человек.
Хотя в ежедневности плотское время у каждого идет по-своему, но в общей перспективе жизнепрохождения у всех один и тот же ход плотского времени.
Изменение хода плотского времени в продолжение жизни можно уподобить изменению скорости ленты, сходящей с рулона. Этот рулон – та энергия плотской жизненности, которая предназначена на жизнь и которая исчерпывается в продолжение земной (филиоматериальной) жизни человека.
Сходящая с рулонов лента – и носитель плотской памяти, и лента плотского времени.
Рулон плотского времени всегда совершает одно и то же число оборотов и в этом смысле раскручивается равномерно, с равномерностью движения физического времени. Рулон у всех вращается синхронно и с одинаковой угловой скоростью.
Каждый человек рождается со своим рулоном плотского времени. Первое время жизни, когда рулон полон, ленты на нем много (кажется, сколько угодно) и скорость схода ленты с рулона максимальна. У ребенка время идет медленно, так как за каждый оборот рулона с него сходит больше ленты плотского времени, чем в любую другую пору жизни. Под конец жизни за оборот рулона сход ленты плотского времени все меньше; времени жизни на каждый оборот мало. Плотское время замедляется, человеку же, исчисляющему время по хроносу, кажется, что время убыстряется. Для старика время летит все быстрее и быстрее.
Если предположить, что на ленте плотского времени пишется какой-то текст, то в начале жизни, когда скорость схода ленты плотского времени наибольшая, на ней, подобно восприятию 25-го кадра, почти ничего не успевает запечатлеваться. Когда скорость ленты несколько уменьшается, на ней можно писать, не экономя, размашисто, вкривь и вкось, и объем заносимого в биологические носители увеличивается. Но затем, постепенно и незаметно, ленты плотского времени сходит все меньше и меньше, каждый малый кусочек на счету, и писать на нём приходится всё более убористо, сжато, строка к строке...
* * *
Для филических существ нет прошлого времени. Особенность параллельного событийного ряда в том, что он, как всякое явление филического мира, не имеет прошлого, не имеет предшествующей причины совершающегося. Параллельный событийный ряд всегда начинается заново. И само совершающееся происходит там и тогда, где и когда еще ничего не происходило. Все вершится во времени, которого, собственно, нет. С точки зрения хроноса это время мы воспринимаем как время будущее. Будущее – есть: есть то, что еще не есть.
Будущее в обычном восприятии – это время, которое не наступило. Про него нельзя сказать, что его нет, оно есть иллюзорно, то есть филически. Это филическое время, в котором человек живет в отдельные моменты, а филическое существо – живет всегда. Даже когда старый человек мечтает о себе в молодости, о себе прожитом, то и тогда он живет не в прошедшем и не в настоящем, а как бы в будущем, в особом времени, которое еще не наступило, так и не наступило или не наступит никогда, но длится. Филическое время – время, которое может наступить, но не наступило, которое всегда только наступает.
Все, кто живут в филическом Космосе, проживают не в настоящем, а в квазибудущем времени.
Филическое время мы можем перевести на язык земных понятий как будущее время. Для филических существ нет ничего в прошлом и в настоящем, все – в «будущем».
Ребенок играет сам с собою. В каком времени происходит это? В будущем, которое есть. Ребенок не видит различия между происходившим во сне и наяву. Для него это события в одном и том же мире и в одном и том же времени – во времени наступающем, которое никогда не перейдет в прошлое время и которое потому не есть настоящее время.
Я твердо знаю, что то-то и то-то произошло давно. Но в каком времени я вспоминаю об этом? Воспоминания потому и поминание вновь, что они проносятся не в прошедшем времени и даже не в настоящем, а в наиближайщем будущем времени, в том мгновении, которое последует за настоящим, но ему уже не принадлежит.
Воспоминания оживают в особом времени – не в прошедшем, не в настоящем, а в настоящем, переходящем в будущее время. Когда же воображение поправляет воспоминание, тогда время воспоминания отодвигается дальше в будущее и в нем переживается.
Термин «филическое время» применим ко времени действия в художественном произведении, которое в каждом свое, и то убыстряется, то замедляется.
Лирические воспоминания романса – в филическом времени. Мелодика русского романса особенно ярко передает ход филического времени.
Переживание влюбления во времени – еще одна яркая демонстрация филического времени. Влюбленный человек живет не в хроносе и не в плотском времени, а во времени филическом. Это не то время, которое есть, которое сейчас, а то предстоящее время, которое предвкушается (и в этом смысле будет).
Течение филического времени не всегда одно и то же, оно замедляется или убыстряется от эпохи к эпохе и от человека к человеку. Герои Островского филически жили медленнее, чем современные люди.
Каждый живет в своем личном темпе филического времени, вписанном в темп времени своей эпохи.
Личное филическое время изменяется в течение жизни – и в связи с событиями, и с возрастом, и неизвестно отчего. Что, несомненно, отражается в авторской картине Произведения жизни.
Филическое время отвергает настоящее и прошлое время, отрицает «сейчас» и «было». Момент филического времени не наступает вслед за предшествующим моментом. Момент филического времени готов на все в настоящем как в будущем. Живущий в филическом времени переживает себя в особого рода квазибудущем (предстоящем) времени, в котором нет того, что есть в настоящем, и есть то, чего в настоящем нет.
Усиление филической жизни в человеке всегда приводит к большему обращению человека в будущее, к усилению значения будущего времени в жизни человека. Только этим можно объяснить странные эсхатологические ожидания в конце Х1Х века или ту спешку, с которой стремится в будущее научная деятельность.
* * *
Все живое на Земле имеет сознание настоящего времени, и только человек, способный жить в филическом времени, имеет сознание будущего времени.
Когда мы говорим о сознании прошлого и будущего времени, то имеем в виду не память и даже не воспоминание о прошедшем или предвидение, а переживание бывшего в настоящем, переживание того, что было, и переживание того, что будет. Переживание того, что будет, возможно благодаря тому, что мнимый двойник человека живет в филическом времени.
Филическое время это время, которое живущий в нем всегда догоняет из настоящего и не может настигнуть, перевести в настоящее время. Филическое время всегда чуть-чуть впереди настоящего времени; но оно и не будущее, которого, собственно говоря, нет.
Нельзя сказать, опаздывают ли события в параллельном ряду или опережают. Они создают свой особый сюжет, как бы в продолжение уже состоявшегося в земной жизни события.
Момент филического времени не фиксирован на линии грядущего. Это растяжимое время, растяжимое от следующего мгновения до вечности.
Филическое время не прочь стать настоящим, но никогда не становится прошлым. Когда нам удается воссоздать переживание филического времени человека давно минувшей эпохи, то это никогда не переживания в прошлом и даже не переживания настоящего, а того времени, которое вот-вот будет.
Авторское Я в параллельном филическом мире работает вне времени. Но все происходящее в этом мире для событийного ряда земной жизни происходит в неопределенном будущем. У такого будущего образована причинная связь, но не с прошлым, а с тем «моментом», в котором начинает работать авторское Я.
Предстоящее время – время филическое. Филическое время течет не так, как настоящее время. Его течение можно попытаться предсказать, вообразить, но не определить и вычертить. Протекание филического времени угадывается и не угадывается.
То, что заложено в филическом времени, произойдет в некой области филического мира, но это не значит, что это же и так же произойдет в соответствующей области филиоматериального мира. Первое происходит в квазибудущем, второе происходит в настоящем.
Про филическое время нельзя сказать, что оно переходит в настоящее; оно осуществляется или не осуществляется в нем. И это не становящееся настоящим будущее, а жизнь, протекающая в филическом времени, которое мы ассоциируем с будущим временем. У того и другого времени разное содержание, но они находятся в некотором соответствии, потому что существа, живущие в том и другом времени, живут вместе, в одном и том же человеке.
Только впечатление, что в филическом времени в отношении физического времени что-то задано наперед. На самом деле время там и там течет в разных мирах, но в едином существе, содержащем и Самость и мнимый двойник, то есть в человеке.
2
Каждый момент своей жизни человек переживает различно, в соответствии с индивидуальностью, возрастом, положением в жизни, в котором он находится по воле обстоятельств, и тем прошлым, которое перешло в настоящее. Сам по себе один момент не отличается от другого, следующего. Каждый следующий момент настоящего – чистый лист, на котором пишется то, что пишется. Хронос – пустая длительность, содержания не имеющая.
В отличие от хроноса, филическое время обладает своим содержанием, филическим содержанием, содержанием творчества. Это значит, что каждый момент филического времени переживается по-своему, вне зависимости от особенностей переживающего и тех обстоятельств жизни, в которые он поставлен, и тех процессов, которые в нем происходят. Каждый момент филического времени, фигурально говоря, имеет свою натуру, характер, который задает субъекту филической жизни переживание его.
Филическое время идет непрерывно, но – по крайней мере в человеке – не бескачественно. Оно не чистый лист, на нем нанесены письмена и на каждом моменте филического времени свои. Каждый момент филического времени обладает своим содержанием, отличающим его от другого момента, и сочленяется или не сочленяется с письменами других моментов филического времени. Переход из момента в момент филического мира есть не только переход из одного творческого состояния в другое, но и, соответственно, из одного содержания филического времени в другое.
Каждый миг жизнепроявления существа, живущего в филическом времени, зависит не только от того, каково это существо и какова его индивидуальность или личностность, но и от переживаемого им момента филического времени, который определяется не только им, но и содержанием филического времени. В каждый новый момент филическое время живущему в нем представляется в новом качестве – ситуация немыслимая для живущих только в земном времени, переходящем из настоящего в прошлое.
* * *
Мы можем вспоминать прошлое по разметке времени – в последовательности событий, по датам, в приурочивании и прочее. Нам не дано переживание длительности прошедшего строго в последовательности его моментов, но для этого переживания какая-то ориентировочная разметка должна быть. Так же и будущее. Оно еще более ориентировочно, но все же размечено. То-то будет после того-то и тогда-то.
В филическом времени разметки моментов вообще нет. Филическое время само по себе не течет от одного момента к другому, как земное время, в нем сразу дано, хотя дано и не все, а на постоянно меняющуюся, но определенную глубину, которая никак не размечена. Филическое время размечено («вперед») только по смене содержаний в их заданной последовательности. При неизменном содержании филическое время стоит. Содержание изменяется, но длительности между его изменениями в филическом времени не существует.
Филическое существо может жить в филическом времени без содержания. Но тогда оно находится в складском состоянии жизни. Действующим оно становится тогда, когда в его филическое время жизни включается содержание. Более того, филическое существо становится существом тогда, когда оно живет в филическом времени.
Образ – то филическое, что находится в складском состоянии, живет без содержания филического времени. Образ полноценно еще не живет в филическом времени, но готов жить в нем. Если придать ему смысл – так, чтобы он стал образом-смыслом (этот смысл и есть основное содержание филического времени), то образ станет филическим существом. С ним-то реально и имеет дело человек, видя то, что он видит, и переделывая знак и впечатление в образ-смысл.
Человек преображает объект в образ, придает ему смысл и тем самым делает его филическим существом. Смысл, который человек придает образу, не вечен, но сам ставший существом образ несмертный. Он существует так, как существуют развязываемые узлы – пока ими пользуется авторское Я.
Вспышка превращения находящегося в складском состоянии в филическое существо – род оживления. Я вижу вокруг себя и если придаю увиденному смысл, то этим и оживляю, но – пока оживляю. Как только прекращаю оживлять (придавать смысл), так прежде оживленное возвращается в недействующее состояние.
* * *
Содержания моментов филического времени относительно последовательности всей предстоящей человеческой жизни намечают линии развития сюжетов жизни, создают первичный черновой набросок намеченного произойти и стать авторской картиной Произведения жизни. Авторская картина создается по этому наброску, как по намеченной колее.
Содержание филического времени есть предварительная разметка живущего в филическом времени. Такая предварительная разметка человеку задается, и не только астрологически.
Астрологически определяемые колеи жизни основаны на том, что каждый момент времени имеет содержание. Но не мгновения хроноса, а моменты филического времени. Астрологическое знание это знание рядов содержаний филического времени.
Содержание моментов и временны̀х рядов филического времени не без накладок удается приписать к ходу небесных светил и сделать зримым. Астрологическая судьба (заданная содержанием момента появления на свет, то есть задействования Света Сознавания Б1) представляется действием управляющего человеком начала, персонифицированного в звездах.
Если система мнимых двойников звездного Неба задает содержание для жизнедеятельности отдельных мнимых двойников, то между двумя взятыми наугад астрологически заданными изменениями в самом филическом времени нет длительности. Только тогда, когда филическое время переводится на земное время, оно приурочивается к ходу небесных светил относительно Земли. В самом же филическом времени нет указаний на длительность.
* * *
Филические духи создания земной Природы живут в филическом Космосе и вкладывают содержания отдельных моментов своего филического времени в то, что они создают. Каждое земное существо несет содержание того филического времени, на протяжении которого оно создавалось. Это относится и к жизни мнимых двойников в силу их статуса филических существ.
Тот, кто задает содержание филического времени духов создания, организует это содержание и тем самым предопределяет их работу.
Духи создания земной Природы живут в филическом (квазибудущем) времени. Именно это дает им возможность быть духами создания того, чего нет, что будет. Чем больше энергия их филической жизни, тем больше перспектив и большую глубину вникновения имеют их разработки создания элементов земной Природы.
Духи создания – филические существа, обладающие волей, нацеленные на создание совместно с материальной жизнью и живущие в филическом времени, содержание которого разработано на исполнение определенного задания. Внедряясь в материальность, дух создания земной Природы создает элемент земной жизни по определенной матрице содержания филического времени. Реализованное содержание филического времени множества поколений духов создания мы видим в существах, элементах или процессах земной Природы.
Содержание филического времени как бы поется в течение филического времени – делание. Эту реализованную Песнь духов создания (их создание и их делание) мы видим в земной Природе.
Земная Природа создается бесчисленными поколениями духов создания. Пласты эволюции соответствуют уровням содержаний филического времени поколений духов создания. Каждое последующее поколение работает не заново, а на созданном предшествующими поколениями, развивает ранее созданное. Дело, которое они делают, задается в содержании филического времени, в котором они живут, внедряясь в ранее созданную и сделанную филиоматериальность.
Для того чтобы дух создания обеспечить заданием на развитие ранее созданного, надо знать, что и как ранее создано свободной творческой работой предыдущих поколений духов создания. Между земной Природой и филическим миром создания есть обратная связь, которая осуществляется посредством разного рода мнимых двойников.
Работа духов создания земной Природы одновременно ведется на разных ступенях эволюции. Но какие-то ступени отрабатываются, и, в конце концов, весь мир создания земной Природы вместе с его Демиургом становятся в резерв, возможно, в горячий резерв. Мир создания земной Природы «почил». Произошло это тогда, когда стала создаваться филиоэденская природа, то есть с созданием человека. К моменту создания человека создание земной Природы должно быть завершено. Процесс остановлен.
По властвующей теории на эволюционные изменения отводятся сотни тысяч и миллионы лет, за которыми не видно процесса. Духи создания могут произвести существенные изменения за весьма краткое время. Это вообще не вопрос земного времени-хроноса, а вопрос соотношения течения филического времени и хроноса, соотношение, которое в разные эпохи разное.
* * *
Положить в основание эволюции случайные мутации с последующим отбором в борьбе за существование можно было в опровержение мысли Творения, воюя с религиозным жизневоззрением в условиях бессилия понять и вникнуть в обсуждаемый предмет.
Эволюция человечества состоит во все большем обогащении мнимых двойников, их ментальном и эмоциональном наполнении.
Структура человека создана, конечно, не мнимым двойником, а коренным Я. Однако гипотетическое возникновение прачеловека – это включение в животную душу филической души. Само по себе коренное Я филическую душу не включает. Надиндивидуальное коренное Я включает индивидуальное авторское Я в уже существующую филическую душу.
Если предположить первоначальное включение филической души в животную душу, то оно произошло не иначе, как с помощью мира мнимых двойников.
Эволюция разумных существ осуществляется мнимыми двойниками. Для этого мир мнимых двойников должен быть связан с миром духов создания и иметь возможность влиять на него. Тот и другой мир должны сочетаться.
Эволюция человека (и некоторых животных?) поначалу, быть может, разыгрывалась в мире мнимых двойников, а потом духами создания запускалась в земную жизнь. Что-то из намеченного мнимыми двойниками было утверждено в земной действительности и переведено в процесс делания, что-то оставлено без внимания.
* * *
Филические миры это миры творчества. Филическая жизнь это жизнь творчества. Филическая воля – воля творчества. Филическое время это время творчества. Содержание филического времени это содержание времени творчества. Переход из момента в момент филического мира есть переход из одного творческого состояния в другое творческое состояние.
В филическом Мире живут творческие филические существа, и живут в филическом, то есть творческом, времени. Творчество их зависит от творческого содержания того филического времени, в котором оно совершалось, и во многом определяет его результаты.
Филическое время – время протекания творческих процессов. Оно не может быть равномерным, так как зависит от ускорения, активности, всех динамических характеристик творчества филической жизни. Течение творческого времени зависит от характера протекания творческих процессов.
Содержание же момента филического времени добыто в творческом процессе. Всякая филическая жизнь как бы в будущем времени. Содержание момента творческого времени – это то, что будет добыто в разработке творчества.
Задействуя авторское Я, человек начинает жить в филическом времени. Но творческой жизнью он живет только тогда, когда само его филическое время обеспечено соответствующим содержанием для его творчества. Вот главное отличие творца от ремесленника.
Творческий человек, бывает, не может реализовать то содержание времени творчества, которое задано ему, но без самого содержания времени творчества подлинного творчества нет.
В творчестве неизбежны импровизации. В некотором роде творчество и есть импровизация. Цельность творческого произведения создается не в процессе постоянной импровизации, а по наперед размеченному черновику или проекту. Принципиально важно, что филическая, то есть творческая, жизнь не есть постоянная импровизация, а импровизация заданная. Собственно импровизация только выявляет, высвечивает ей заданное.
Содержание времени подлинного творческого процесса дано заранее и наперед, на осуществление. Кто и как вносит содержание в филическое время творца – основная тайна творчества человека. Но происходит это до самого творческого процесса, до осуществления заложенного содержания.
Обновлено 14 июля 2022 года. По вопросам приобретения печатных изданий этих книг - k.smith@mail.ru.