И.Б.Мардов
Становление и преображение человека
Раздел 4. От Структуры к Метаструктуре
Часть 10. Контуры Метаструктуры
1
Филическая Обитель работает с одной Обителью не так, как работает с другой, работает ответственно, в соответствии с установками этой Обители.
С Обителью отграниченности она работает вне Структуры человека и создает земную филиоматериальную Природу.
Филиоэденская Природа создается слиянием филической и эденской жизни, частью вне Структуры, частью посредством Структуры человека.
* * *
Материальную жизнь мы воспринимаем извне, но чувством и сознанием ее мы не обладаем.
Филическая жизнь и ее воля непосредственно известна нам в опыте человеческого творчества, в творческой воле.
Филиоземной жизнью живет наша плоть.
С собственно эденской жизнью человек не знаком так же, как животное не знакомо с собственно филической жизнью.
С филиоэденской жизнью все люди знакомы по жизни верхнего человека Структуры. А некоторые – особенно, по чувству и сознанию жизни серафической личности трехстадийного человека.
* * *
Духовную жизнь принято определять отрицательно, причисляя к ней все то, что не относится к материальной, или природной, или животной жизни. Человек смотрит кино или медитирует, танцует или сочиняет эпиграммы, протестует на демонстрациях или решает математическую задачу, поет в хоре или бьет поклоны, занимается психоанализом или предсказывает будущее, и полагает, что он живет духовной жизнью.
Духовная жизнь это не любая надприродная жизнь и не жизнь небесная или творческая, а иноприродная жизнь, жизнь филиоэденской Природы в человеке.
Духовной жизнью мы считаем не филиоэденскую жизнь как таковую, не жизнь филиоэденской Природы и существ, которые обитают в ней, а филиоэденскую жизнь в человеке.
Духовной жизнью живет не филиоэденское существо любого достоинства, не керув, сераф, сар, а только человек.
Высшая душа человека живет не эденской, а филиоэденской жизнью. Баланс эденского и филического в высшей душе у каждого человека свой и меняется в течение жизни.
Филиоэденская жизнь знакома человеку по жизни его высшей души: свободному нравственному чувству, мудрости, сторгиодуховным переживаниям, общедуховной соборной жизни, по серафическому состоянию, в покаянии.
Духовное сознание человека – сознание филиоэденской жизни в себе.
Духовное рождение человека на Пути – рождение одного из высших филиоэденских существ в себе.
Сторгия осуществляется в пласте филиоэденской жизни человека.
Общедуховная область Шема – область филиоэденской Природы.
Духовной жизнью человек живет тогда и настолько, когда и насколько включает в себя филиоэденскую жизнь.
* * *
«Своя истина» (или «свое вѝдение жизни») у одной высшей души, конечно, не та же, что «своя истина» в высшей душе другого человека, но в силу общей филиоэденской жизни они никогда не чужды одна другой.
Между живущими филиоэденской жизнью высшими душами нет чуждости.
В отличие от филической влюбленности, которая переживается бесконечно разнообразно, сторгическое чувство поразительно единообразно потому, что чувство это есть чувство совместной жизни сторгического существа и человека, живущих филиоэденской жизнью.
Общедуховная жизнь, основанная на филиоэденской жизни, унифицируется сама собой.
Чем выше на Пути, тем ярче проявляется филиоэденская жизнь серафов в высших душах, тем больше они сближаются, вне зависимости ни от чего, ни от каких личных установок человека.
* * *
Понятия и переживания Добра и Зла нет в земной Природе. Нет и в филическом мире. Путаница Добра и Зла произошла в из-за включения в Структуру человека филической души. Для филической Жизни нет Добра и Зла, есть более или менее совершенно или удачно созданное. Только субъект филиоэденской жизни человека способен осознать злое в себе.
Добро есть Добро, и Зло есть Зло по установкам филиоэденской Жизни.
Добро и Зло выявляются с позиции филиоэденской жизни в человеке. Добро в человеке есть все то, что работает на благо Филиоэдена. Зло в человеке то, что коверкает Филиоэден и потому нравственно отвратительно для живущего филиоэденской жизнью.
Представление о Зле и его переживание зависит от полноты филиоэденской жизни в человеке, то есть от уровня его духовного сознания. Чем выше уровень духовного сознания человека, тем острее переживание Добра и Зла, доброго и злого, и тем шире сфера переживания Зла. Переживаться Злом может – при соответствующем уровне духовного сознания – и убийство комара.
* * *
Общий уровень духовного сознания людей таков, что допускает зло. Человеческое зло всегда соответствует уровню филиоэденского сознания человека. В соответствии с этим уровнем одно зло не считается злом, другое преследуется уголовно, с третьим не знают, как поступать.
Уровень духовного сознания от эпохи к эпохе не всегда возрастает. Падает уровень духовного сознания – усиливается и распространяется человеческое зло. Когда в соответствии с падшим уровнем духовного сознания люди принимают зло за не-зло, то расцветает и всякого вида зло.
Проблема одаления человеческого зла сводится к проблеме роста духовного сознания в людях. Разрешение проблемы человеческого зла не в том, что Бог в Аду наказывает человека за совершенное им зло. Не Господь Бог, а сам человек должен обрести духовное сознание такого уровня, которое не допускает зла. Но каким чудом возможно это? Ответ найдется к концу книги.
* * *
Проблема человеческого зла усугубляется тем, что дурной и злой человек вовсе не несчастен оттого, что он дурен и зол. Он не желает быть хорошим и добрым. Ему нравится быть таким, каков он есть. Человек с извращенной и гипертрофированной Самостью, получающий удовольствие от Зла, не зависит от повышения уровня духовного сознания в обществе.
* * *
Само по себе переживание Добра, то есть свободное нравственное чувство, не принадлежит к предоставляемым человеку благам земной жизни. Добро внеположное психофизиологии и творческому началу человека, не нужно тому и другому, и чуждо большинству людей.
Нравственное начало существует в человеке само по себе и изредка соединяется с творчеством и творческими переживаниями. Но именно оно выделывает филиоэденскую Природу через человека.
* * *
Производитель зла, причиняемого человеком человеку, – Самость, филиофизиологическая нижняя половина Структуры человека. Злое в земной жизни усилено в Самости, благодаря индивидуальности эго и личностности авторского Я.
Одно эго не лучше и не хуже другого. Эго в человеке живет не с сознанием Добра и Зла, а с сознанием, что для него высоко и что для него низко.
Эго чрезвычайно настойчиво в человеке и, по-видимому, должно быть таковым. Эго более или менее звучит в человеке всегда, в любую минуту его жизни. В человеке стартового сознания жизни звучание эго заглушает позывные от верхнего человека. Требования эго гласно управляют человеком стартового сознания, жизнь которого удовлетворяется разного рода блага̀ми. Творчески пассивное авторское Я такого человека склонно служить эго в составе Самости.
* * *
Филическое, работающее в человеке вместе с филиоэденским, должно работать и с его свойствами, среди которых Добро. Филическое, не работающее с филиоэденским, безразлично к Добру и Злу.
Самость человека отличается от всего филиоземного тем, что в нее включена филическая душа, которая в той или иной мере восприимчива к высшей душе и, значит, к Добру. Но сама в себе филическая душа Добра не несет. Отсутствие Добра – в природе человеческой Самости. Будь Самость представлена самой себе, она бы действовала исключительно по своей самостной эгоцентричности и в своих интересах, не не различая доброе от злого.
Филическая душа работает и в нижнем и в верхнем человеке Структуры; но тогда, когда она работает исключительно на Самость, она не добра (и не зла). Добро в человеке возникает тогда, когда есть влияние верхнего человека на нижнего. Становление человека человеком, рост его серафической личности, духовный рост в том, что он все больше и больше обретает знание, что Добро, что Зло.
2
Бессмертная или вечная личностная жизнь несовместима с корневым параметром материальной Обители, параметром отграниченности. У отграниченного есть концы или конец. В ком нет отграниченности жизни, про того нельзя утверждать, что есть прекращение его личной жизни.
Всякая жизнь в Обители отграниченности или с ее участием есть жизнь в границах, в том числе границах рождения и смерти. Для несмертного существования необходимо выйти из Обители отграниченности.
* * *
Филиоземная Природа сделана, отстроена, обжита. Филиоэденская Природа, создаваемая при взаимопроникновении филического и эденского, только-только отстраивается. Процесс создания филиоэденской Природы еще более таинственный, чем создание земной Природы, потому, что мы сами участвуем в этом процессе.
На Седьмой День Бог передал дело Творения человеку, и человек творит филиоэденскую Природу.
* * *
Филиоэденская жизнь протекает самостоятельно, независимо от происходящего в Структуре человека. Филиоэденская жизнь протекает в Структуре и вместе со Структурой. Филиоэденская жизнь протекает в результате того, что осуществлено в Структуре.
В филиоэденской Природе есть то, что создается человеком. Есть и то, что создавалось независимо от человека и до него, что создавалось вместе с филиоземной Природой и независимо от нее. Таковы филиоэденские заготовки, существующие как вне человека, так и действующие в Структуре человека в качестве ядер высших душ.
Филиоэденские заготовки растут, созревают, развиваются в Структуре человека для того, чтобы стать филиоэденскими существами в филиоэденской Природе.
Филиоэденская заготовка есть начальное дочеловеческое филиоэденское образование.
Ядро высшей души человека есть не что иное, как это филиоэденское образование, включающее «я-место». Эта заготовка трудами жизни человека превращается в постчеловеческое филиоэденское существо или пласт его.
На вселение в филиоэденское «я-место» человека претендуют и серафическое Я, и сторгическое Я, и коренное Я.
Для того, чтобы ядро высшей души стало пригодно для принятия серафического Я, нужно, чтобы оно было подготовлено коренным Я. Вселяясь в высшую душу, коренное Я возбуждает себя и ее, и этим возбуждением призывает серафическое Я на филиоэденское «я-место».
Коренное Я зажигает филиоэденсокое «я-место» и разрабатывает его так, что оно становится желанным для серафического Я.
Вселившееся в филиоэденское «я-место» коренное Я подчиняет авторское Я (свою волевую производную). Так происходит при внепутевом духовном подъеме от страданий жизни, в сторгии, в дружбе, при покаянии. Всем этим и наиболее эффективно побеждается зло в человеке.
* * *
Филиоэденские заготовки или филиоэденские существа, объявляясь в человеке, продолжают обитать в филиоэденской Природе. Они живут двойной жизнью: одной – в Структуре человека, другой – во взаимодействиях филиоэденской Природы.
Филиоэденские существа в человеке не отгорожены от жизни филиоэденской Природы. Им не нужно «возвращаться» в нее. Когда Структура человека распадается, они прекращают жить одной из своих жизней и продолжают жить другой, в филиоэденской Природе. И потому в сознании человека, перенесшего центр тяжести жизни в верхнего человека, смерти нет, нет не в провозглашении, а в реальности.
Филиоэденская Природа разнолика, разнообразна, разносмысленна, в ней множество существ. Множество филиоэденских образований и процессов филиоэденской жизни составляют среду обитания существ филиоэденской Природы, состоявшихся через человека. Но в филиоэденской Природе живут еще и те, кто в Структуру не выходят, не имеют к человеку непосредственного отношения как филиоэденские существа и заготовки.
* * *
Структура человека совершена творческими усилиями филической Обители.
Филическое, внедряясь в материальный мир, производит земную Природу. Одновременно с этим филическое создает начальные элементы филиоэденской Природы, и потом, при соответствующей степени готовности той и другой Природы, воздвигает Структуру человека, помещая в нее филическую душу, связывающую ту и другую Природы.
Состав Структуры указывает на работу, ради которой она создана. Внизу Структуры, как бы на ее входе, помещено филиоматериальное. Наверху Структры, как бы на ее выходе, помещено филиоэденское. Между ними то, что сочленяет их, – филическая душа. Таким образом, работа Структуры человека состоит в преображении филиоземного в филиоэденское через филическое.
* * *
Человек замыкает на себя земную Природу и филиоэденскую Природу. Филиоматериальная Природа и филиоэденская Природа посредством филической души объединяются, действуют и живут как единое метаструктурное целое – Структура человека.
Структура человека включена в Метаструктуру, работает на нее и составляет нижние этажи Метаструктуры; если угодно, ее корни.
Первый этаж Метаструктуры – филиоземная Природа.
Третий этаж – филиоэденская Природа.
Во Второй этаж включена филическая душа человека.
В Структуре человека этажи эти попарно влиты друг в друга.
Филиоэденская Природа контактирует с земной Природой опосредованно, через Структуру человека.
Нижняя душа человека погружена в земную Природу, в Первый этаж Метаструктуры.
Верхняя душа вмещена в филиоэденскую Природу, в Третий этаж Метаструктуры.
Филическая душа – собственно человеческий пласт Структуры, расположенный между двумя Природами и не принадлежащий ни той, ни другой. Структура человека собрана благодаря присутствию в ней филической души.
Взаимопроникновение земного и филического и, следовательно, низшей и филической души есть основание для Самости как структурного образования. Самость потому так крепка, так нерушима в человеке, что филическое и филиоземное при соприкосновении в Структуре человека завязываются сами собой, несвободно и прочно.
Куда менее жестко и не самопроизвольно завязываются филическое и филиоэденское. Потому-то серафическая личность в сравнении с Самостью далеко не так прочна и требует особых и свободных усилий для сочленения и существования.
* * *
Взгляд на Метаструктуру поможет нам значительно лучше увидеть Структуру человека, ее скрытые элементы, о которых мы еще ничего не знаем и без которых невозможно понять производимую в Структуре работу. До той поры ограничимся общими словами.
Структура человека – трехэтажное нижнее здание Метаструктуры – лоно, в котором созревают постчеловеческие существа, предназначенные жить на ветвях дальнейшего восхождения в верхнем здании Метаструктуры.
Филиоэденские существа, живущее на 3 или 4 или 5 этаже Метаструктуры, создаются в жизнедеятельности земного человека.
* * *
Мы будем иметь дело не со всей Метаструктурой, а только с пятью ее этажами.
Это филические этажи, этажи человека. И эденские этажи, этажи постчеловека, в которого земной человек преображается по смерти.
Земной человек существует на первом, втором и третьем этажах Метаструктуры. Постчеловек предназначен к существованию на третьем, четвертом и пятом этажах Метаструктуры.
В Структуре человека три души, и все разные: филиоматериальная, филическая и филиоэденская.
Три души постчеловека филиоэденские. Постчеловек более цельное образование, нежели земной человек.
Ближайшая цель работы Структуры – создание постчеловеческих существ.
* * *
3, 4, 5 этаж различаются по соотношению филического и эденского. Наиболее насыщен филической Жизнью 3 этаж, наименее – 5 этаж. Наиболее насыщен эденской Жизнью 5 этаж, наименее – 3 этаж.
3 этаж наполнен филической жизнью больше, чем четвертый этаж.
4 этаж более «эденский», чем 3 этаж, и менее «филический».
4 этаж и 5 этаж участвуют в человеческой Структуре, но ей не принадлежат.
* * *
На пяти этажах Метаструктуры пять различных потоков филической жизни, три потока эденской жизни и два потока жизни Обители отграниченности.
Первый, самый нижний этаж Метаструктуры – этаж земной Природы. В нем два подэтажа.
Этаж 1А – этаж плоти, тела.
Этаж 1В – этаж животной души и низшей души человека.
Существа или образования 1А этажа (трава, червь) – обладают не самосознанием, а самоощущением, и ощущением того, что вне себя (ощущением своих границ и того, с кем граничат), чувством других границ, а не самочувствованием, каким обладают существа этажа 1В, обладающих животной душой.
Подэтажи 1А и 1В не отдельные этажи потому, что между ними плавный переход и переходные формы. Но образованы они потоками разной интенсивности филической Жизни и материальной Жизни.
Подэтаж 1В более насыщен филической жизнью и менее материальной Жизнью, чем подэтаж 1А.
* * *
Второй этаж Метаструктуры – этаж филической души человека и филического Космоса.
Филический Космос – мир «иллюзорной» отделенности, отстраиваемый образами и смыслами.
Земная Природа перерабатывается человеком в образы и смыслы, в существа филического Космоса.
Для земного человека внешний мир – весь материальный Космос и филиоземная Природа.
Филический Космос для человека – пучина, вход в которую открывается из его внутреннего мира.
Для филиоэденских существ обитатели филического Космоса живут во внешнем мире.
* * *
Третий этаж Метаструктуры – этаж филиоэденской Природы, филиоэденской плоти и верхнего человека в Структуре.
Четвертый этаж Метаструктуры – этаж надприродной филиоэденской жизни, жизни филиоэденских душ.
Третий этаж сопоставим с подэтажом земной плоти 1А. Четвертый этаж – с подэтажом животной души 1В. Но между третьим и четвертым этажом Метаструктуры переходных форм нет. Существа 3 этажа живут без «филиоэденской души» 4 этажа.
Животная душа подэтажа 1В создана «внутри» плоти этажа 1А и не может существовать отдельно, вне тела животного.
Четвертый этаж создается вместе с третьим этажом и параллельно ему. И потому филиоэденская душа способна проживать как сама по себе на 4 этаже, так и в филиоэденской плоти 3 этажа.
Существо 4 этажа входит в существо 3 этажа как в свой сосуд. Но само по себе существо 3 этажа приготовиться к приему существа 4 этажа и включить его в себя не может.
Филиоэденская душа не «вдунута» (Быт. 2.7) в филиоэденскую плоть.
Путь восхождения личнодуховной жизни начинается с вхождения филиоэденского существа 3 этажа в человеческую навигацию (в качестве высшей души), затем существо 4 этажа избирает его для «одушевления», решает вселиться и обосноваться в нем, потом начинается процесс внедрения существа 4 этажа в высшую душу человека и, при успехе дела, – образование через человека нового филиоэденского существа, живущего на 3 и 4 этаже Метаструктуры.
Целостное филиоэденское существо 3 и 4 этажей в самой по себе Метаструктуре не образуется. Оно создается в работе Структуры путевого человека.
Укоренение существа 4 этажа на 3 этаже происходит в человеческой Структуре.
Все качественные превращения, все переходы из этажа в этаж и многое, что нужно для жизни на верхнем этаже Метаструктуры, совершается только через Структуру человека.
* * *
Филическая составляющая присутствует во всех трех душах Структуры, и образует ее.
На каждом этаже Структуры свой поток филической жизни, не тот, что на другом этаже.
Филическая душа сродственна как филиоземному, так и филиоэденскому, и потому легко взаимодействует и с тем и с другим.
Человек – существо не земное и не небесное (метаструктурное), а филическое. Во всяком случае, в эре Хама-Яфета, в которой мы живем.
Начало филической жизни – сквозное в Структуре человека.
Второй этаж есть собственно человеческий этаж.
3
Само по себе филиоматериальное существо, пусть и обладающее эго, образовать Самость в Структуре человека не может. Для образования Самости необходимо действующее вместе с эго авторское Я. Авторское Я включается в «я-место» филической души, которое сочленено с филиоэденским «я-местом» заготовки или филиоэденского существа.
Структура человека – это соединение филиоэденского существа и эго через авторское Я. Все остальное в Структуре – оболочки, среда обитания трех базовых начал.
Трудность двухмерного изображения Структуры в том, что филическая душа состоит и в связи с филиоэденским существом, и в составе Самости человека (вместе с низшей душою и эго), и, кроме того, сама по себе.
* * *
Ангелы есть мифологические духовные существа потому, что живут небесной бестелесной жизнью.
Серафы, керувы, сары – существа духовные, но живут инотелесной филиоэденской жизнью.
Путь восхождения устремлен к своей вершине и размечен так, чтобы в срок одной жизни можно было достичь ее. Достигает этой вершины через человека тот, кого мы называем серафом. Родной дом серафа– 4 этаж Метаструктуры.
Сераф – это обладающее серафическим Я филиоэденское существо 4 и 3 этажей.
Само по себе существо 4 этажа можно назвать «посланцем» в смысле филиоэденской души 4 этажа, посланной в филиоэденскую плоть 3 этажа.
Филиоэденская заготовка или филиоэденское существо на первой стадии Пути восхождения личнодуховной жизни не выходит за пределы 3 этажа.
При душевном рождении 4 этаж Метаструктуры заявляет серафическим Я о своем желании включиться в образованного 3 этажом филиоэденского верхнего человека.
Душевное рождение, как оно описано в четвертой части, было для нас прежде всего вехой на кривой восхождения, ведущей к личностному рождению и Пробуждению. И потому мы обозначили присутствие 4 этажа Метаструктуры при душевном рождении в качестве «призрака» серафа.
С душевного рождения и по личностное рождение филиоэденский сераф 4 этажа ищет возможность включиться на приготовленное ему «я-место» в высшей душе человека. И после личностного рождения вселяется в него.
Верхний человек Структуры после личностного рождения переходит в особое состояние, которое мы назвали «серафической личностью». Образование серафической личности означает включение в Структуру филиоэденского существа 4 этажа. Серафическая личность действует в Структуре человека как филиоэденское существо 3 и 4 этажей.
Серафическая личность как инстанция Структуры это такое сообщество серафического Я и авторского Я, при котором первое обретает властную автономию, способную подчинить второе.
У различных инстанций нижнего человека Структуры – разные степени слитности и неслиянности с авторским Я. О своем теле не скажешь: «Я». Тело – «моё». Можно сказать «мой характер», но не «мой стиль одухотворенности», «моя творческая работа», но не «мой духовный рост». Совесть не «моя», а откуда-то свыше меня. И мудрость, по той же причине, не «моя». Сторгический ближний – «другое свое Я», а не «мой» (мне, моему «Я» принадлежащий). Народ – не тот, кто имеет касательство к моему «Я», а то МЫ, в которое включено «мое».
В человеке, пусть и не всегда четко, различимо, что есть «Я» и что есть «моё». В серафической личности такой разграниченности нет. Структура устроена так, что все то, что относимо к серафической личности, про все это нельзя сказать «моё».
В составе серафической личности нет ничего, что можно было бы определить как «моё». В серафической личности все – либо «Я», либо чужое, то есть «не-Я». Самость для серафической личности – не свое и не мое, а чужое, как и вся отчужденная от серафической личности земная действительность.
Серафическая личность – это «Я», хотя и не такое, как коренное Я, и переживается иначе, чем человеческое коренное Я и его производные.
Коренное Я – это выделенный, единичный и единственный Центр Структуры.
Серафическая личность – вообще не центр и не центр верхнего человека. Серафическая личность – это та степень развития верхнего человека, при котором он превращается в невыделенное, но единственное «Я» филиоэденской личности, совершающей подъем по Пути восхождения.
* * *
В серафической личности филиоэденское существо 3 и 4 этажей обретает серафическое Я, но еще не в метаструктурном своем бытии, а в Структуре человека.
Выше, в первом разделе первого тома, мы различали стартовое состояние сознания жизни одностадийного человека, зрелое сознание жизни двустадийного человека и пробужденное сознание жизни трехстадийного человека. Теперь мы будем распознавать верхнего человека в Структуре одностадийного человека, серафическую личность в Структуре личностнорожденного человека и пробужденную серафическую личность в Структуре трехстадийного человека.
Непробужденное филиоэденское существо 4 этажа – только что образованная серафическая личность – пассивно. Пробужденная серафическая личность обретает полную свободу, самобытность и самостоятельность и становится филиоэденской личностью.
На 4 этаже есть то, что находится в непробужденном состоянии, и есть пробужденная филиоэденская личность, которая обживает 4 этаж.
Филиоэденских заготовок на 4 этаже нет. Есть непробужденные филиоэденские существа, находящиеся в нерабочем состоянии, и пробужденные личностные филиоэденские существа.
* * *
Тело человека неминуемо приведет его к смерти и Структуру к распаду. С возрастом меняются сигналы несвободного ЦУ, стареет и внутренний мир человека. Но серафическая личность не стареет, а, напротив, становится все более и более спелой.
Серафическая личность возникла в человеке на духовный рост, на вырост – для того, чтобы после подъема Пробуждения стать полноценно живущей филиоэденской личностью на 4 этаже Метаструктуры.
В трехстадийных людях серафическая личность по смерти не умирает, а воскрешается. Покидая Структуру при смерти, филиоэденское существо трехстадийного человека выносит в себе серафическое Я и становится личностным филиоэденским существом. Бессмертие земного человека достигается в его филиоэденской личности.
* * *
Далеко не всякий способный на личнодуховную жизнь высокопутевой человек намечен для вхождения на свободный (тем более на столбовой) путь жизни и нацелен на духовное рождение. Таких людей совсем, совсем не много. Обычно духовное восхождение ограничено второй или третьей стадией Пути. Что далеко не всегда схождение с Пути, неудача того, что исходно предначертано человеку.
Филиоэденское существо 3 и 4 этажей стремится в навигацию, во-первых, для взросления и пробуждения – для становления филиоэденской личностью и, во вторых, для приобщения к 5 этажу или вхождению в него. Филиоэденское существо 4 этажа выходит в человеческую навигацию как по своим нуждам, так и в преддверии существа 5 этажа и для его нужд.
Собственно на третьей стадии Пути разрабатывается 4-ый этаж, без выхода на 5 этаж. Существо 5 этажа на третьей стадии Пути, в лучшем случае, смутно угадывается.
Только филиоэденская личность после Второй Критической точки способна жить вместе с существом 5 этажа, на свободном или столбовом пути жизни.
Полный Путь восхождения нельзя рассматривать иначе, как вместе с филиоэденским существом 5 этажа.
Без существа 5 этажа Путь проходим только до Второй Критической точки.
О пятом этаже Метаструктуры и ее обитателях говорить преждевременно. Скажем только, что 5 этаж совместим с 4 и 3 этажами и на него снизу могут подниматься (как в свой горний мир) и в нем обитать высококлассные филиоэденские существа.
Вторая Критическая точка открывает восхождение на 5 этаж – для хождения на свободном пути или идущего по столбовому пути. После Второй Критической точки в Структуре человека объявляются существо 5 этажа – поднявшееся ли из 4 этажа или прежде обитающее на 5 этаже (каковы идущие по столбовому пути).
Духовное рождение есть обретение духовного Я филиоэденской личностью серафа.
Духовное рождение – внедрение духовного Я в серафа 5 этажа.
При духовном рождении на столбовом пути действующее на 5 этаже серафическое Я восходит на высшую ступень, ступень духовного Я.
После духовного рождения, то есть на пути духовнорожденного Лика, коренное Я не ликвидируется, но почти перестает самостоятельно управлять и волить в Структуре. Центр Структуры перемещается в духовное Я.
* * *
В предварительном порядке обозначим пять состояний жизни филиоэденских (постчеловеческих) обитателей.
Состояние филиоэденской заготовки на 3 этаже.
Состояние филиоэденского существа 3 этажа.
Состояние непробужденного филиоэденского существа 4 этажа.
Личностное состояние пробужденного филиоэденского существа 4 этажа.
Состояние филиоэденского существа 5 этажа.
Филиоэденские существа всех состояний жизни посещают Структуру человека. Не исключено, что есть и иные филиоэденские существа (6 этажа, скажем), о которых человек ничего знать не может потому, что они в человеческую навигацию (пока?) не выходят.
* * *
Мы говорили, что любое филиоэденское существо, выходя в человека, живет двойной жизнью: в Структуре и Метаструктуре. Филиоэденское существо 3 этажа (и в Структуре человека, и само по себе, в Метаструктуре) «Я» не имеет и живет по самодвижению филиоэденской жизни. Жить с ним двойной жизнью (в Структуре и Метаструктуре) значит жить одной жизнью с «Я» (в Структуре) и другой без «Я» (в Метаструктуре). Эти движения жизни не равнозначны. Разумеется, самочувствие и самосознание в первой забивает самочувствие и самосознание во второй.
Трехстадийный человек обретает двойное самосознание жизни в этом и ином мире. Вникая в себя, трехстадийный человек осознает, что его пробужденная серафическая личность живет двойной жизнью.
Активно причастный к 5 этажу человек, вышедший на столбовой путь жизни, живет «там» больше, чем «здесь». Он склонен судить об этой жизни по взгляду иной жизни.
Духовнорожденный человек вообще отлепился от земной жизни, даже не очень ясно понимает, что в конкретности происходит вокруг него. Он словно задержался здесь.
Разрешение на духовное рождение не в компетенции тех сил, которые действуют в человеке, на его Пути, в его жизни.
* * *
Заложена ли последняя ступень, ступень духовного Лика в программу духовного развития в Структуре человека как такового и может ли она быть плодом духовного роста человека? Или Лик – за Путем и, следовательно, за горизонтом человеческого зрения как такового? Во всяком случае, то, что происходит после духовного рождения, на пути Лика, не предмет умозрения или прозрения человека.
* * *
Может ли Лик войти в Структуру земного человека независимо от его путевосхождения? Трудный и рискованный разговор.
В таком случае возникает иная ситуация, чем ситуация после путевого духовного рождения. Можно представить, что при внепутевом духовном рождении производные коренного Я полностью побеждены и самоумалились, а само коренное Я вознесено на вершины Богоподобия, к Я-Подлиннику.
Обновлено 14 июля 2022 года. По вопросам приобретения печатных изданий этих книг - k.smith@mail.ru.